Всесоюзный фестиваль "Свет и музыка", 1987 г.

Булат ГАЛЕЕВ

Осенью 1987 года столица Татарии принимала у себя энтузиастов светомузыкального синтеза - участников Всесоюзной школы-фестиваля "Свет и музыка". В отличие от пяти предыдущих конференций, школ, семинаров, также проведенных ранее в столице Татарии, эта встреча совмещала теоретическую дискуссию с обширной демонстрационной программой.

Высокий теоретический уровень обсуждений был обеспечен тем, что на школе-фестивале присутствовали члены Проблемного совета по эстетике Минвуза РСФСР, ведущие специалисты по теории искусства. Более полутысячи участников, из них 350 гостей из 72 городов страны - музыканты и инженеры, дизайнеры и организаторы молодежного досуга, художники и представители министерств... Конечно, сразу им было трудно найти общий язык. Но очевидно, что интересы у них общие, и это очень скоро дало себя знать. Трудно даже перечислить, что увидели гости и около 20 тысяч казанцев, посетивших фестивальные мероприятия. Ограничимся лишь названиями выставок и концертов. Экспозиции "Музыка и живопись", "Дети рисуют музыку", "Искусство и НТР", "Компьютерная графика", "Голография", "Свет в архитектуре", "Светомузыкальные устройства" - за десять дней выставочный зал посетило столько зрителей, сколько обычно бывает здесь за несколько месяцев. На шести сценических площадках шли концерты и спектакли: "Зримая музыка" (Студии музыкальной светоживописи из Харькова), "Светомузыка на экране" (ретроспектива отечественных и зарубежных экспериментальных фильмов), "Слайдомузыкальные композиции", "Лазер в искусстве", "Электронная музыка", "Пространственная музыка". Отдельные тематические вечера были посвящены коллективу специалистов Казани, работающих практически в каждом из этих направлений, а также провозвестникам нового искусства - А.Н.Скрябину (с демонстрацией фильмов о его световом "Прометее"), Н.А.Римскому-Корсакову (со светомузыкальной премьерой оперы "Снегурочка" в Татарском театре оперы и балета им. М.Джалиля), М.К.Чюрленису (с рассказом о его необычной "музыкальной" живописи), В.В.Кандинскому (со слайдовой инсценировкой его трактата "О духовном в искусстве" и премьерой сценической композиции художника "Желтый звук" на музыку А.Шнитке в постановке московского Ансамбля пластической драмы). Многообразию жанров, связанных с музыкой и светом, казалось, нет предела. Всех поразил кукольный коллектив под руководством М.Цифринович из Москвы, который оживил под электронную музыку картины Пикассо. Концерты "Музыка, поэзия, живопись" дал солист Москонцерта М.Кончаловский. Казанцы, работая с более совершенной аппаратурой, провели аналогичные концерты на темы "Аве, Мария" в мировом искусстве" и "Сад наслаждений" (И.Босх - О.Мессиан).

Не все было, конечно, равнозначно и в теоретических докладах, и в демонстрационной программе. Но недаром данное мероприятие и называется необычно: школа-фестиваль. Учитывая разрозненность многообразных экспериментов, проводимых повсеместно, было решено создать при ЦК ВЛКСМ координационный совет "Прометей" (по более общей проблематике "Искусство, наука, технология"). Иначе светомузыка так и останется "обреченной на эксперимент". Школа-фестиваль " Свет и музыка" показала назревшую эстетическую потребность в новых формах художественного отражения мира. И для того, чтобы удовлетворить ее, необходимо поднять проблему светомузыкального синтеза на новый организационный уровень. Художественная практика не должна отставать от теоретических прогнозов, а техника обязана отвечать задачам, которые ставят перед ней сегодня художники и музыканты.

(Этот обзор предваряет последующую теоретическую статью автора)

Опубл. в ж-ле "Музыкальная жизнь", 1988 , N 4, с.12-14.

выход в оглавление