"ЗВУК  И  СВЕТ"

Галеев Б. М.

"Звук и Свет" ("Son et Lumiere", фр.) - своего рода "театр без актера", реализующий вместе с тем синтетические, "мистериальные" чаяния композитора А. Н. Скрябина, мечтавшего о новом Gesamtkunstwerk - единении сценического действа, слова, музыки, света, архитектуры, включаемых в природную среду. Представления "Звук и Свет", если быть точнее, - современный вид зрелищного искусства, стереофонический радиотеатр, объединенный со световой архитектурой. В ночное время на естественной площадке исторического памятника с помощью электроакустических средств воспроизводятся события давних лет, осуществляя таким образом своеобразную радиотрансляцию из прошлого, создавая иллюзию путешествия во времени, иллюзию "коллективного спиритического сеанса" под открытым небом. Вместо традиционных действующих лиц сценическое действие разыгрывается между движущимися их голосами в стереофонической же атмосфере реальных шумов. Голос отделяется от актера и персонифицируется; шум отделяется от предмета и выступает как его "полномочный представитель" (в опоре на синестестические способности и воображение зрителя). Причем, звуки как бы исходят из тех камней, которые слышали и впитали их в себя когда-то. А динамический свет, освещающий естественные декорации (здания, деревья и т.д.), постоянно управляет вниманием зрителя, в кульминационные моменты объединяясь с музыкой, чтобы помочь спрессовывать в минуты века...

Если мыслить кинематографическими категориями, то звук в этом новом искусстве монтируется с "пустым местом", точнее, с тем местом, где стоял (должен стоять) звучащий предмет, повторяя таким образом в своем стереозвучании траекторию данного предмета. Этим и создается удивительное ощущение, когда участник представления как бы присутствует в театре "невидимок".

Каждое из новых искусств имеет в своей первично-психологической основе реализацию чуда: фотография и кинематограф фиксируют неповторимый миг, удовлетворяя по, А. Базену, "комплекс мумии"; радио и телевидение переносят событие в пространстве; светомузыка реализует чудо засветившегося звука, удовлетворяя "комплекс Василисы Прекрасной". В представлениях "Звук и Свет" эксплуатируется чудо оживления, размораживания звуков, и возвращения их к нам из небытия (назовем это "комплексом Мюнхгаузена"), что осуществляется сегодня реально с помощью белой магии электроники.

"Звук и Свет" имеют свое собственное место в системе искусств, опирающихся на художественное воспроизведение факта. Документальное кино (и фотография) "переносят" события и во времени, и в пространстве. При всех достоинствах кинематографа это сопряжено с потерей магического воздействия эффекта присутствия. Телевидение воспроизводит с е й ч а с  происходящее событие, "перенося" его в пространстве (соприсутствие во времени). П редставления "Звук и Свет" "переносят" происходящее  з д е с ь  событие во времени (соприсутствие в пространстве).

Первый в мире спектакль "Звук и Свет" состоялся во Франции (1952 г., Шамбор, реж. - П. Робер-Уден), после чего в стране, кажется, не осталось ни одного достойного внимания замка, где не была бы установлена серийная светозвуковая аппаратура. При содействии французских специалистов такие стационарные представления были организованы в Бельгии (1955 г.). В Англии "Звук и Свет" начали оккупацию архитектурных памятников с 1957 г., в Америке - с 1962 г.; в Индии - с 1965 г. В 1960 г. прошла премьера "Звук и Свет" в Австрии, в 1967 г. - в Финляндии, в 1975 г. - в Польше. В бывшем СССР первые светозвуковые представления были проведены в Казани (1979 г.), Самарканде (1975 г.), Новороссийске (1979 г.).

Сценическими площадками для звукосветовых представлений могут служить замки и дворцы (Шамбор и Версаль во Франции, Парфенон в Греции, Тауэр в Лондоне, Колизей в Риме, Регистан в Самарканде и т.д.); мемориальные комплексы и памятники (пирамиды в Египте и Мексике, скульптурная аллея поэтов в Бухаресте, памятник павшим в Казани); ландшафтные зоны (лес в Домреми - начало похода Жанны Д' Арк, побережье Нормандии - высадка десанта в 1944 г.); производственные здания (административный комплекс фирмы "Дженерал Электрик", США); правительственные учреждения (парламент в Оттаве, Капитолий в Вашингтоне, Красный форт в Дели, ратуша в Познани); знаменитые корабли на вечной стоянке ("Виктория" в Англии, "Северная Каролина" в США); целые города (древняя столица Ирана Персополис, Прага в проекте чехославацкого сценографического института); интерьеры крупных залов (театр "Форд" в Вашингтоне - сцена убийства Линкольна и т.д.).

В основу сценария кладутся и реальные события, и легенды, связанные с данным местом; текст может быть прозаическим, документальным и поэтическим. Анализ социально-эстетических функций представлений "Звук и Свет" показывает, что, кроме художественной их самоценности как новой и эффектной формы зрелища, они представляют собой: эмоционально-активное средство пропаганды (обычно премьеры этих спектаклей оформляются как акт государственной значимости); наглядную и захватывающую школу истории (и для взрослых, и для детей, причем во Франции посещение таких спектаклей включено в обязательную школьную программу); великолепную возможность охраны исторических памятников (за счет прибылей со спектаклей производятся реставрационные работы и необходимые научные исследования); активнейшую форму развития туризма, включая и международный (здесь, кстати, кроется источник рентабельности спектаклей "Звук и Свет", окупающих себя обычно в течение одного года ежевечерних демонстраций).

Известно использование приемов "Звук и Свет" и в утилитарном, функциональном назначении: воспроизведение "чудесных явлений" церковью (Лурд, Франция); эстетизация и театрализация политического и военного церемониала; "оживление" крупномасштабных объектов в музеях техники под открытым небом; совмещение их с обычной системой "автогид" в выставочных экспозициях; создание рабочей звуковой атмосферы в системах профориентации и производственного обучения и т.д.


Литература:

Опубл. в журнале "Научный Татарстан" (Казань),
2002, N2, с.49-51 (на татарском языке).