Вступление:
Наше СКБ "Прометей" в течение 30 лет своего существования экспериментирует во многих областях, объединяемых пафосом единства искусства, науки и техники. Но до сих пор видео-арт оставался вне наших интересов, если не считать установки "Электронный художник", созданной СКБ в 1975-1980 гг. нa базе стандартного цветного телевизора. С помощью набора электронных генераторов на экране ЦЭЛТ воспроизводились абстрактные, цветные (R-G-B) фигуры, которые могли двигаться, меняться по определенной программе в режиме "люмиа", либо в синхронизации со звуком в режиме "music-kinetic art" (рис.1) [1].
|
Рис.1. |
Предваряя обзор своих композиций видео-арта, я хотел бы оговорить особо следующий момент.
Еще не стихли споры - искусство ли телевидение, а современная художественная практика обрушивает на нас многообразие экспериментов с ТВ, претендующих на жанровую, а то и видовую автономию. На многих зарубежных фестивалях показываются опыты с компьютерной мультипликацией, бытие которой для зрителя как обязательное условие предполагает воспроизведение именно на телеэкране. На других фестивалях представляется иной жанр - видеофильмы, снятые на едином дыхании, без всяких монтажных ухищрений и без компьютерных спецэффектов. В дискуссиях на этих фестивалях, им, таким фильмам, противопоставляется некое "телевизионное искусство", которое, в свою очередь, отличают от "искусства телевидения". Голова идет кругом от многообразия ошеломляющих экспериментов, но оказывается, существует еще одна художественная ипостась телевизора (именно телевизора как ящика со светящимся экраном) - быть средством воплощения определенной образной концепции, чаще всего парадоксальной, гротесковой, остроумной. Речь идет о видео-арте, точнее, видео-инсталляциях, одной из конкретных проявлений так называемого "концептуального искусства", реальная принадлежность которого к собственно искусству оспаривается у нас в стране до сих пор (по крайней мере, в вышедшем в 1989 году словаре "Эстетика" оно почему-то все еще относится к антикультуре) [2].
Собственно с видео-артом в чистом виде я был знаком до этого лишь по зарубежным журналам, а живьем увидел его впервые лишь в 1989 г., в Линце, на фестивале "Агs еlеctronica" (в экспозиции, показанной в Брукнерхауз). Увы, немногие из композиций видео-арта смогли поразить меня, а некоторые из них, да простят меня их авторы, просто вызвали скуку. В моей непричесанной голове сразу же включился дежурный механизм члена ISAST, и, уже сидя в обратном самолете на Родину, я набросал штук 20 возможных проектов видео-арт'овских композиций, часть из которых мне удалось реализовать и показать впервые в выставочной программе концерта "Multi-media", посвященного памяти А.Н.Скрябина (Казань, апр. 1990 г.).
О всем концерте можно прочитать в специальной статье И.Ванечкиной, участницы этого мероприятия [3]. А я в краткой форме опишу лишь то, что было связано там с использованием техники "видео". Кстати, видеозапись этих композиций видео-арта я показывал на II Международном симпозиуме электронного искусства в Гронингене (1990 г.) и на фестивале ИМПАКТ-91 (тоже в Голландии, но уже в Утрехте, 1991 г.). И хотя некоторые композиции, по моему замыслу, носили порою откровенно шутливый, пародийный характер, наша программа видео-арта неожиданно для меня была принята западными специалистами всерьез и с заметным интересом. Только поэтому я решаюсь предложить описание моих первых художественных экспериментов в амплуа видео-артиста читателям "Leonardo". Хочу особо оговорить, что я работал, конечно, не один. Мои концепции помогли воплотить в жизнь мои друзья: Камиль Гимазутдинов (видеокамера) и инженеры-электронщики Валентин Букатин, Максим Быченок, Ринат Хайруллин, инженер - Игорь Доленко, а инженер Рустем Сайфуллин подготовил этот фоторепортаж с нашей выставки.
Видео- "Аве, Мария".
Перед органом на штативе, на котором повешено концертное платье певицы, стоит телевизор. Сбоку - канделябры со свечами. Все как положено. Певица поет с телеэкрана, перед которым стоит микрофон. В концертной демонстрации и органист, точнее его голова сияла с телеящика, поставленного на скамью органной консоли. Сбоку на большом экране под музыку Ф.Шуберта в это время плавно перетекали слайды в наплыве с изображением мадонны - от Рафаэля до Дали. Композиция, кстати, посвящена жене Сальвадора Дали, которая в юности жила в Казани...
"Электронный корт".
На столе для пинг-понга, лицом к лицу стоят два телевизора, на экранах которых мечутся, каждый со "своим" шумом, игроки с ракетками. Композиция "Электронный корт" по мотивам финала фильма Антониони "Blow up".
"Живое и неживое".
Золотые рыбки на изумрудном фоне - на телеэкране. И их, этих рыб прототипы - в плоском аквариуме, приставленном к экрану. В конце видеозаписи, внутри телевизора появляется жадный кот, съедающий электронных рыб и с удивлением взирающий на живых.
"Оп-арт" про "видео-арт".
Перед телеэкраном с обычной вещательной программой вращается диск из прозрачного материала. В него врезаны линзы, под которыми переливаются зерна цветных люминофоров кинескопа.
"Затяжной воздушный поцелуй через стекло кинескопа".
Юноша и девушка прильнули изнутри телевизора к своим экранам и рвутся друг к другу на расстоянии. Если учесть, что видеокассета содержит трехчасовую запись, поцелуй и на самом деле затяжной...
"Электронные гримасы в магнитном поле".
Здесь объяснять ничего не надо. Телевизионный сюрреализм.
"От тюрьмы и сумы не зарекайся".
Любой зритель, подходя к телевизору, видит себя за тюремной решеткой (за телеящиком стоит видеокамера). Очень оптимистическая композиция видео-арта, праздник души для "Эмнисти интернейшнл"...
"Электронный мальчик на мокрых пеленках".
Из детской коляски раздается плач ребенка. Заглянув в нее, зритель обнаруживает там телевизор с видеозаписью героя данной концептуальной композиции. Кстати, этот "электронный бэби" начинает пользоваться планетарной популярностью. Летом 1991 года копия этой композиции была представлена в Монреале на международной выставке "Images du futur".
"Телевизор, играющий на фортепиано".
К работающему экрану (присосками) прикреплены фотоэлементы с цветными фильтрами. От каждой из них идут провода к клавиатуре электрооргана. Меняется изображение - получается нечто, похожее на авангардную музыку.
"Собака лает, а караван идет"
На большом экране плавно, под музыку "Болеро" Равеля, медленно шагает верблюд, нарисованный методом компьютерной графики, а внизу уже с экрана телевизора на него целый день лает пес. Вот и получается: "Собака лает, а караван идет".
"Вперед, к победе капитализма!"
Четыре телевизора образуют карэ, направлены экранами в центр этого карэ. Там, в этом центре - миска с долларами. А с экранов к этой миске рвутся, захлебываясь лаем, собаки разной породы. Вот и получается - иллюстрация к "Капиталу" Маркса...
Заключение
Доступно ли видео-арту освоение серьезного содержания? Наверно, можно. Например, наш еще не реализованный проект композиции "Бабий яр" (фашистский концлагерь). Два телеэкрана противостоят друг другу. На одном - фашисты с автоматами. На другом - фигуры обреченных людей на краю оврага. Подымаются автоматы, выстрелы. Новые партии обреченных... На одной московской выставке авангарда два телевизора с разными телевещательными программами прислонены вплотную экранами друг к другу. Название - "Искусство ради искусства". Емко и точно!.. К сожалению, не удалось нам самим реализовать еще один проект. Несколькими видеокамерами с машин, едущих по шоссе параллельно железной дороге, снимаются вагоны мчащейся электрички. Затем весь грохочущий поезд воспроизводится в "поезде" из телевизоров. В каждом экране - свой вагон на фоне меняющегося пейзажа. Не интересно?.. Но почему же так привлекал всех трепещущий на телеэкране в течение недели - день и ночь - австрийский флаг на прошлогоднем фестивале "Арс электроника-89" в Линце? Не такой уж, выходит, это большой грех - острота ума, в каком бы материале она не проявлялась...
Литература: