Б.Галеев.
Термен - не мрет
Советский Фауст. (Лев Термен - пионер электронного искусства).
- Казань. - 1995. - 96 С.

В этом палиндроме - истина: зеркальная инверсия замкнула звуки в кольцо, по которому циркулируют токи бессмертия. Вот хотел написать: три года не дотянул Лев Сергеевич Термен до своего столетия - но немедленно аннулирую эту фразу. Дотянул - и перетянул: Термен жив. И здесь он переиграл своего предшественника Фауста. Советский Фауст: так называется блестящая книга Булата Галеева о пионере электронного искусства. Когда скончался В.И.Ленин, то Термен предложил: заморозьте труп - я найду ключи к воскрешению. Утопия? Но характерна ее прагматическая, типично фаустианская форма: бессмертие - не трансцендентно, это инженерная проблема. Так рассуждал и Николай Федоров, основоположник русского космизма. Впервые увидев и услышав Льва Сергеевича Термена на казанской конференции Свет и музыка в 1975г., я сразу воспринял его в контексте именно этих идей - Термен встал для меня в один ряд с Н.Федоровым, К.Циолковским, Н.Рерихом. Книга Б.М.Галеева, содержащая массу новой информации о Термене, подтверждает правомерность этих ассоциаций и сближений.

Оказывается, Лев Сергеевич всерьез занимался проблемой бессмертия - развивал идею микроскопии времени: хотел направить его ход против энтропии. Не суть важно, какие конкретные методы для этого предлагались - нас интересует сама целевая установка победить смерть здесь, в посюсторонних измерениях. Это очень существенно для понимания русской космической утопии в целом. Что такое мировоззрение Н.Федорова, как не философия Преобразования, осуществляемого в материальном мире? И причем материальными, сугубо техническими средствами!

Лев Сергеевич Термен всю свою жизнь занимался по сути дела моделированием Преображения. Напомним: Преобразование - это вовсе не дематериализация (спиритуалисты неадекватно понимают данный вопрос), а высветление и одухотворение материи, ее освобождение от энтропии. Подобная акция носит заведомо магический характер. И разве не магией - пусть не в аспекте своей технической структуры, а на уровне эстетического восприятия - был легендарный терменвокс? Играя на нем, музыкант освобождается от бремени энтропийной материи - легко и непринужденно, практически не тратя никаких физических усилий, он манипулирует чистым эфиром (то бишь, электромагнитными волнами). Игра на терменвоксе дает представление о музыке уже преобразованного мира.

Дальновидение издревле считалось прерогативой магии. Можно ли иначе преодолеть непреложность расстояний? Молодой Термен отвечает на этот вопрос как инженер-электротехник: создает в 1923г. прообраз телевизора. Так он одолевает - и здесь-таки есть магический эффект - разрывы в пространстве. Но наш мир знает и другие разрывы, которые преодолеет Преображение - такова, например, расщепленность наших чувств: слух, зрение, осязание, обоняние работают подчас разобщенно - и разве не закономерно, что Л.С.Термен стремится к синтезу всех каналов информации? Характерно и то, что этот синтез он осуществляет на эстетической основе - ведь Преобразование есть полнота гармонии и максимум красоты. И еще это предельная свобода для художника! Снятие физических запретов, выход за пространственно-временные рамки: вот что сулит художнику Преображение, чью природу Л.С.Термен исследовал экспериментально. Искусство смыкается с магией в установке на творческое претворение мира. Их союз Л.С.Термен dnonkmhk техникой. Нет сомнения, что реальность преобразованного мира имеет много аналогий с так называемой виртуальной реальностью, которая создается с помощью компьютеров. Из книги Б.М.Галеева следует однозначно: Колумбом виртуальной реальности был Лев Термен - опыты в этом направлении он начал еще на переломе двадцатых-тридцатых годов. Многое из его идей тех лет можно понять по-настоящему только сейчас. Возьмем для примера идею тактильной перчатки, с помощью которой в ансамбль эстетических реакций включалась и осязательная сенсорика, - компьютеры, творящие виртуальную реальность, кроят подобные перчатки на свой фасон, поизящнее, чем Термен; но ведь он был первым.

Вернемся к нашему тезису: Термен - провозвестник Преображения. Высокая нота! Не диссонирует ли с ней то трагическое обстоятельство, что Фауст-Термен действительно имел короткие отношения с дьяволом? Тут начинаются парадоксы и антиномии такой напряженности, какой до нашего века не знала мировая культура.

В.И.Ленина восхищала игра на терменвоксе. Но вождь легко понял: электронные принципы, лежащие в основе удивительного инструмента, могут работать и на другие, сугубо утилитарные цели. Об этом В.И.Ленин пишет в письме к Льву Троцкому от 4.IV.1922: "Обсудить, нельзя ли уменьшить караулы кремлевских курсантов посредством введения в Кремль электрической сигнализации (один инженер, Термен, показывал в Кремле свои опыты: такая сигнализация, что звонок получается при одном приближении к проволоке, до прикосновения к ней)." С одобрения самого Ленина Термен стал работать на безопасность государства. Или на государственную безопасность, что не совсем одно и то же. Так или иначе, но на Лубянке Л.С.Термен сделался своим человеком, что не помешало ему пройти через ГУЛАГ. Помню шок, который я испытал несколько лет назад, когда гласность выпустила наружу ошеломляющий факт: многолетняя эпопея Льва Термена в Америке - а она ознаменована дружбой с Эйнштейном и Чаплиным - была в существе своем разведывательской миссией. Вот так!

Потомок альбигойцев, Лев Сергеевич имел свою твердую - и социалистическую по духу - мораль. Он чтил Ленина и его дело. На 80 стр. книги Б.М.Галеева опубликована фотография партийного билета нашего Фауста, - заветную книжечку он получил в 1991г., когда ему было 95. Искренность этого шага несомненна.

Со студенческих лет помню разговоры о том, что есть у КГБ уникальное подслушивающее устройство: оно считывает информацию, реагируя на колебания оконных стекол. Не легенда ли? Но в атмосфере подозрительности, столь характерной для нашей страны, в легенду эту верилось; душа дрожала ощутимее, чем стекла, которые могли предательски транслировать в пространство наши крамольные разговоры.

Легенда оказалась истиной. Да, такое устройство есть - вот его кодовое обозначение: Буран. Творцом Бурана является Лев Сергеевич Термен - за изыскания подобного рода он был увенчан лаврами Сталинской премии. Одобренный Сталиным, Буран, по указанию Берии, работал против Сталина: записывал его разговоры. Каким-то чудом фрагменты этих записей долгое время хранились у Термена. Выбросили их по причине ветхости магнитной ленты. Не поспешили ли?

От возвышенной гармонии сфер, которую улавливал и усиливал терменвокс - до низменных по свой сути подслушивающих устройств: такова амплитуда творческих исканий Л.С.Термена. Для нашего сознания тут есть контраст, есть альтернативность. Но в сознании Термена их не было: он служил общему делу (Н.Ф.Федоров) - и служил со всей полнотой самоотдачи. А структура общего дела (оно ndmn по своей глубинной сути и для альбигойцев, и для федоровцев, и для коммунистов) такова, что красота и польза здесь сливаются в нечто нераздельное, индифферентное. С подобной позицией можно спорить. Но в лице Л.С.Термена мы видим, что она может порождать великих людей.

Линник Ю.В. (Петpозаводск)