Очередная, четвертая встреча исследователей проблемы светомузыкального синтеза проведена в Казани в рамках Всесоюзной школы молодых ученых и специалистов, opанизованной ЦК ВЛКСМ, НТО, СКБ "Прометей" КАИ при участии Татарских отделений Союза композиторов и философского общества СССР. Показателен рост числа выступлений на этих встречах: в 1967 г. - 15; в 1969 г. - 60; в 1975 г. - 90; в 1979 г. - более 150.1) За последние годы к уже существующим opганизациям, периодически проводящим светоконцерты, лекции и выставки, - СКБ "Прометен" (Казань), "Зал цветомузыки" (Харьков), Студия электронной музыки, зал "Россия", группа "Андромеда"; студия светомузыки при МГУ (Москва), клуб им. Чюрлениса (Одесса), зал "Октябрьский" (Ленинград) - прибавилось несколько светомузыкальных коллективов: самодеятельные студии в Алма-Ате, Одессе, Минске, Риге, Свердловске, Красногорске. Широко развертывается прикладное использование светомузыки в декоративно-прикладном искусстве, медицине, НОТ, инженерной психологии, педагогике. Во многих городах страны - Ереване, Ульяновске, Кривом Роге, Сочи, Москве, Свердловске, Кирове, Мисхоре, Львове - функционируют светомузыкальные фонтаны (разработка ереванского комплекса удостоена Государственной премии Армянской ССР). Опубликовано несколько новых книг о проблеме светомузыкального синтеза2), опубликованы десятки статей в отечественных и зарубежных изданиях. Впервые статьи о светомузыке и цветном слухе вошли в Myзыкальную и Большую Советскую Энциклопедию. Десятки светомузыкальных устройств экспонируются ежегодно на ВДНХ СССР, а некоторые из них и на советских национальных выставках за рубежом. Светомузыкальное конструирование широко вошло в повседневную практику самодеятельности и радиолюбительства. Показательно, например, что одно лишь казанское СКБ "Прометей" получило за последние 2 - 3 гoдa десятки тысяч писем с просьбой оказать консультационную помощь, выслать литературу.
Часть лекций специалистов и сообщений молодых слушателей школы непосредственно связана с интересами театрального искусства и сценографии. В секции "История светомузыки" - доклад И. Л. Ванечкиной (Казань) о первой попытке исполнения скрябинского "Прометея" со светом, осуществленной весной 1915 г. в Нью-Йорке, содержавший много неизвестных данных, обнаруженных в ходе изучения архивов. В другом своем сообщении, посвященном анализу "цветного слуха" Н. А. Римскогo-Корсакова, докладчик показала, что имеющиеся замечания композитора для светотехника театра в партитуре оперы "Младa", оказывается, связаны с его системой "видения" тональностей. О сценической композиции "Желтый звон" В.В.Кандинского, мечтавшего о синтезе на сцене музыки, хореографии и света, первое исполнение которой планируется скоро в театре "Эстония", рассказал художник по свету этой пocтaновки И. М. Ояло (Таллин). Сообщение Р. В. Лерман (Калининград) было посвящено анализу творчества одного из пионеров светоискусства 3. Пешанка, чья книга "Кинетизм" предвосхищает многие современные тенденции в сценографии музыкального театра.
Несомненный интерес для pабoтников сцены представляют и некоторые доклады теоретической секции. Нa важность социально-эстетических функций театрализованных представлений "Звук и свет" указал Б. М. Галеев (Казань). В другом своем выступлении он рассмотрел художественные принципы так называемой "пространственной музыки", использующей эффект управляемого движения звука в пространстве. О необходимости и путях унификации светоинструментария, партитурной записи и пpoцеcca исполнения световых партий говорилось в выступлениях С.М.Зорина (Москва). Эти вопросы имеют особую важность в связи с широким интересом к светомузыке со стороны музыкального театра, кинематографа и клубной самодеятельности. М. А. Коновалов (Москва) свой обзор современной театральной аппаратуры представил в качестве встречного предложения работников тeaтpa для того, чтобы экспериментаторы-светомузыканты могли максимально использовать уже существующую технику. "Мультисфера - тeaтp будущего" - так назывался доклад М. С. Малкова (Москва), который поделился пpoгнозaми синтетического действа, основанного на принципе создания управляемой искуccтвенной светозвуковой среды. Co своим проектом и макетом сферического зала светотеатра познакомил участников школы архитектор В. Ф. Болдырев (Томск). Об архитектурном решении и техническом оснащении зала светомузыки казанского Молодежного центра рассказал В.П.Букатин (Казань). Зал входит в комплекс студии, при которой имеется и небольшой музей светомузыки.
Ряд выступлений секции "Техника светомузыки" был связан с сообщениями о результатах собственного опыта по конструированию различных технических устройств. Пульт светоинструмента продемонстрировал П. П. Сытник. А. К. Батурин поделился данными о проведении светоконцертов в одном из клубов Алма-Аты. В. В. Скакун и Л. А. Гончаров подробно рассказали о серии светодинамических устройств, изготовленных ими и используемых сейчас в зале эстетотерапии санатория "Ерино". Об опыте конструирования светомузыкальных фонтанов поведал В. Г. Гущин. Светомузыкальные установки "Мифон" и "Калейдоскоп", использующие известные оптические эффекты поляризованного cвета, paзработанные в Московском инженерно-физическом институте, - тема сообщений В. И. Селякова. Схемы автоматических светомузыкальных установок "Paдуга" были представлены В. Б. Дмитриевым. В отличие от этих малогабаритных "автоматов" для эстрады и дискотек предназначены устpoйства, о которых рассказали В. А. Дремаков, С. И. Лелюхин и В. С. Петрукевич. Большой интерес вызвали лекции о применении в светомузыке таких новых средств, как лазеры (В. В. Воронов, Т. Э. Мяги) и цветная электронно-лучевая трубка (Р. Ф. Сайфуллин, Г. И. Илькевич). "Прометей" продемoнcтpиpовал установку "электронный художник", созданную на базе стандартного цветного телевизора. Кроме того, ими были показаны устройства прикладного назначення "Ялкын-2", "Цвет", полиэкранная установка "Мондриан" и светомузыкальный индикатор состояния системы "человек-машина".
Демонстрационная программа школы включала в себя концерт электронной музыки, выставку "Музыка и живопись", "Зримая поэзия", а также обширную экспозицию "Дети рисуют музыку". Нa ней были представлены результаты трехлетних зкспериментов казанского СКБ "Пpoметей" среди школьников по графическому и живописному фиксированию впечатлений от восприятия музыки. Кинопрограмма включала в себя ретроспективу светомузыкальных ("Вечное движение" и "Маленький триптих") и документальных фильмов о новом искусстве ("Казань светомузыкальная" и "Светомузыкальный фильм? Это очень просто!"). Эти киноленты были представлены СКБ "Прометей". А москвичи показали фильм "Сотвори мир" о художнике В. Т. Черноволенко, последователе знаменитого Чюрлениса. Киноочерк о своих экспериментах в области светодинамического дизайна продемонстрировали художники из группы "Динамика" (Pига). Кроме того, были показаны американские компьютерные фильмы "Единичные битовые образы", "Циклы" и светомузыкальная композиция известного немецкого кинорежиссера О.Фишингера "Оптическая поэма" на музыку Ф. Листа.
В решении, принятом участниками школы, была отмечена полезность таких мероприятий и указано на целесообразность проведения следующей встречи в рамках Всесоюзного фестиваля светомузыки, opганизуемого МК СССР и ЦК ВЛКСМ. Была подчеркнута настоятельная необходимость создания единого официального центра, который занимался бы комплексным решением проблемы, в которой выделены следующие ее аспекты: а) создание инструментов и залов для проведения светомузыкальных концертов; б) создание аппаратуры для представлений "Звук и Свет"; в) разработка автоматических светомузыкальных устройств широкого потребления (оформление интерьеров, эcтpaды, дискотеки); г) paзработка устройств и методика "функциональной светомузыки" (применение ее в медицине, НОТ, суггестивной пeдaгогике, инженерной псиxoлогии); д) разработка устройств световой архитектуры (светомузыкальные фонтаны, светодинамические витражи и т.п.).