СВЕТОМУЗЫКА

Галеев Б.М.

Светомузыка - новый экспериментальный вид художественной деятельности, основанный на синтезе музыки и света. Писатели-фантасты до сих пор включают светомузыку в ряд неизменных атрибутов будущего. Но мы уже сегодня можем видеть воочию чудо явления искусства светящихся звуков, которое имеет свою интересную историю. Пионером светомузыки заслуженно признан великий русский композитор А.Н.Скрябин. В 1910 г. он написал симфоническую поэму "Прометей", в которую впервые в мировой музыкальной практике ввел световую партию с постоянно меняющимися пластическими образами, сочетаемыми с музыкой в разнообразных отношениях, включая и противопоставления звука и света (контрапункт). Этот прием синтеза был назван "слухозрительной полифонией", и современная практика подтверждает жизнеспособность скрябинских идей. Только такой подход позволяет перейти от промежуточного жанра "световых сопровождений" к оригинальным светомузыкальным произведениям, где и звуковая и световая партии создаются совместно, для воплощения единого и целостного художественного образа.

Следует указать, что "прометеевский" замысел Скрябина отнюдь не был изолированным явлением в художественной культуре. Рождение светомузыки подготавливалось всем предыдущим развитием музыки, изобразительного искусства. Выдающиеся композиторы издавна пытались воплощать в музыке, казалось бы, недоступные для нее образы видимого мира. Подлинной "музыкальной живописью" являются многие произведения Р.Вагнера, Н.А.Римского-Корсакова, К.Дебюсси, А.К.Лядова. Светоносность и полетность являются отличительными признаками большинства инструментальных пьес того же Скрябина (о том говорят их названия - "К пламени", "Мрачное пламя", "Гирлянды" и т.д.).

Реальной "музыкой для глаз" стали балетные спектакли в знаменитых "Русских сезонах", где "видимая мелодия" танцевального жеста и изысканная декорационная живопись дополнялись выразительным воздействием электрического света, заполнившего театральные сцены с начала XX в. Именно сцена музыкального театра стала местом первых практических экспериментов в области светомузыкального синтеза (исполнения "Прометея" со светом в Большом театре - 1917 и 1918 гг., там же проводил впоследствии свои опыты со светоинструментом "оптофон" художник В.Д.Баранов-Россинэ; для сцены были написаны светомузыкальные произведения "Счастливая рука" А.Шёнберга, "Нонет" В.В.Щербачева).

Развитие техники световой проекции позволяло осуществлять усложняющиеся замыслы музыкантов и художников. В последующие годы активно работали у нас в стране Л.С.Термен, Г.И.Гидони, П.П.Кондрацкий, а за рубежом - венгр А.Ласло, американец Т.Уилфред, англичанин Ф.Бентам, представители школы "Баухауз" в Германии. Близость светомузыки к кинематографу, другому новому искусству, также связанному с техникой, обусловила возможность реализации светомузыки на киноэкране. Снимались оригинальные мультипликационные фильмы "видимой музыки". При всей своей привлекательности все эти одиночные опыты не стали достоянием широкой аудитории.

Большой размах творческие поиски в области светомузыки приобрели в послевоенное время. Возникают специализированные коллективы - при Академии наук СССР, Музее А.И.Скрябина. С 1965 г. проводит комплексные эксперименты Харьковская студия светомузыки. Периодически светомузыкальные зрелища организуются в главных киноконцертных залах страны - "России" (Москва), "Октябрьском" (Ленинград). Создаются новые светомузыкальные произведения - "Поэтория" Р.К.Щедрина, "Предварительное действо" (по эскизам А.Н.Скрябина, А.П.Немтин), "Славьте молодость!" К.К.Иванова. Снимаются светомузыкальные фильмы - "Музыка и цвет" (Киев), "Космос - Земля - Космос" (Москва), "Маленький триптих", "Космическая соната" и др. (Казань).

На площадях и в парках многих городов страны "затанцевали" под музыку струи светомузыкальных фонтанов. Широко развивается прикладное направление - по созданию автоматических светомузыкальных устройств декоративно-оформительского назначения. Разумеется, они не могут подменить художественный синтез, о котором мечтал Скрябин, но их действие может украсить школьный клуб, эстраду, дискотеку. Сейчас выпускаются несложные светомузыкальные приставки, которые можно использовать и дома. Создаются они также в кружках и лабораториях школ, ПТУ, институтах страны. Лучшие из них постоянно экспонируются на ВДНХ СССР. Занимаясь "автоматической светомузыкой", следует помнить, что электронная схема, какой бы она сложности ни была, пусть даже в объеме ЭВМ, заменить музыканта и художника не сможет. И главными жанрами нового искусства остаются светоконцерты и светомузыкальные фильмы.

Но, предположим, силами технического кружка создан светоинструмент, послушный в управлении. Каким образом создать световое сопровождение к полюбившемуся музыкальному произведению? Ведь должны существовать определенные правила светомузыкального синтеза и восприятия сочетаний музыкальных звучаний и световых образов? Да, они существуют, только не на физическом, а на психологическом и эстетическом уровне. Дело в том, что между образами слышимого и видимого возникают определенные ассоциации. Среди них есть не только сугубо личные, но и общие для большинства людей. Они-то и "подсказывают" выбор характера изменений яркости, цвета, линий, форм в световой партии. Но следовать этим "подсказкам" нужно только в тех эпизодах, где поставлена цель "слухозрительного унисона", т.е. наибольшей слиянности музыки и света. А постоянное их совпадение вообще имеет малую художественную ценность. Представим себе, что все инструменты в обычном оркестре играют одно и то же! Так не бывает - у каждого инструмента своя партия, они могут звучать и в унисон, и соло, и наперекор друг другу. Таким же сложным и содержательным должен быть "полифонический" синтез в скрябинском понимании светомузыки. И здесь, добиваясь эффекта слухозрительного контрапункта, светокомпозитор волен и отступать, там, где это нужно, от подсказок привычных ассоциаций. В теории светомузыки до сих пор не сложилось единства мнений. Одни специалисты считают ее побочным жанром музыки, другие - ожившей живописью, третьи - экранным развитием пластики танцевального жеста, своего рода "инструментальной световой хореографией".

Энциклопедический словарь юного музыканта. - М.: Педагогика, 1985, c.258-262

выход в оглавление