"ЛАТЕРНА МАГИКА"
(В гостях у Йозефа Свободы)

Галеев Б. М.

В начале августа 1991 г. в Праге, в катакомбах "Сталин", используемых как выставочная площадка, состоялся Фестиваль света, в котором участвовало и наше СКБ "Прометей" со своими видео-, компьютерными и лазерными инсталляциями. Прага богата традициями активного поиска в области светового искусства (З. Пешанек, Е. Буриан, М. Коуржил). СКБ давно поддерживало контакты с пропагандирующим свет Институтом сценографии, прекратившим существование после известных событий 1968 года и сейчас пребывающим в статусе отдела Института театра (в те же годы был прекращен и выпуск известного журнала "Acta Scaenographica", много писавшего в свое время и о СКБ "Прометей"). Его сотрудники познакомили нас с работой оригинального Театра черного света (использующего люминесценцию красок в ультрафиолетовом свете). Кроме того, представилась возможность увидеть в действии недавно запущенные светомузыкальные фонтаны на территории Промышленной выставки. (Кроме Праги такой фонтан, оказывается, есть еще и в Марианских Лазнях.) Но самой знаменательной была встреча с выдающимся сценографом современности Йозефом Свободой, который посетил нашу экспозицию, где ему были показаны и видеозаписи многочисленных светомузыкальных, слайдомузыкальных композиций СКБ "Прометей". Ознакомили мы его и с нашими теоретическими работами по созданию "периодической системы искусств", в которой имеется ячейка и для "латерна магики", новой разновидности синтетического искусства, пионером и пока единоличным "реализатором" которой И. Свобода по сей день является (рис. 1.). В "латерна магике" живой актер входит в диалог с киноизображением (или телеизображением), действие со сцены переходит на экран и обратно в любых необходимых сочетаниях.




Рис. 1. Фрагмент спектакля "Латерна магика"

Напомним о структуре и содержании нашей "периодической системы" (см.рис. 2) "Латерна магика" (18) в этой схеме находится между "кинематографом" (11) и "телевидением" (13), и в то же время - рядом с "драматическим театром" (7), что, как мы видим, достаточно полно отражает его видовую специфику.




Рис.2.

В ответ на наш акт теоретического "узаконивания" "Латерна магики" на Парнасе, И. Свобода пригласил нас (автора, И. Ванечкину, К. Гимазутдинова) к себе в мастерскую и ознакомил со своими работами, в том числе и с видеозаписями последних постановок руководимого им театра "Латерна магика" - спектаклей "Одиссей" и "Минотавр" (сам театр в это время находился на каникулах).

Можно только удивляться неутомимости и творческой плодотворности этого 70-летнего художника. Если постановки "Латерна магики" - так сказать, штучного производства, и каждая из них идет в Праге при полном зале в течение нескольких лет, то сценографических работ - по оформлению выставок, спектаклей драматического, музыкального театра, осуществляемых И. Свободой в разных странах мира, - к нынешнему моменту (1991 г. - Б. Г.) уже около 600! Причем каждая из них всегда - событие. И при оригинальности каждой общий, объединяющий их пафос заключается в знаменитом свободовском триединстве: Пространство-Движение-Свет. Объединяет их и то, что И. Свобода делает все сам - макеты, слайды, инженерно-архитектурные проработки. При этом почти всегда Свобода выступает пионером в применении новых технических средств. Вспомним его "Полиэкран" (Брюссель, ЭКСПО-58), "Диаполиэкран" и "Поливизию" (Монреаль, ЭКСПО-67), использование лазерной светомузыки при постановке "Волшебной флейты" Моцарта.

Впрочем, элементы светомузыки органично входят в любые постановки, осуществляемые И. Свободой на сцене музыкального театра - в "Жар-птице" И. Стравинского, в вагнеровских операх (см. об этом в кн.: J. Burian, The scenography of Josef Svoboda.- Middletown, 1971; J. Burian. Svoboda: Wagner.- Middletown, 1983; V.Ptackova. Josef Svoboda.- Praha, DivadeIni Ustav, 1984). Все это вполне естественно объясняет факт, казалось бы, неожиданного участия И. Свободы в концертном воспроизведении на сцене миланского театра "Ла Скала" самостоятельной светомузыкальной композиции - скрябинского "Прометея" (25 окт. 1972 г., дир. - В. Паукер).

Впрочем, не зря "светомузыка" и "Латерна магика" находятся на нашей схеме рядом (так же, как и мы на прилагаемой здесь фотографии)(рис. 3).


v38.jpg (20,3kb)

Рис. 3. "Прометеевцы с И. Свободой" (Прага, 1999)

Опубликовано в сб. "Светомузыка в театре и на эстраде"
(тез.докл.). - Казань: КАИ, 1990, с.72-75