СВЕТОМУЗЫКА - npoгнозируемый рядом теоретиков и художников новый синтетический вид искусства. Светомузыка относится к слухозрительным, пространственно-временным искусствам технического комплекса, к классу выразительных, интонационных его разновидностей. Содержательность светомузыки усматривается в ее генетической обусловленности интонацией жеста (в той же мере, как музыка связана с интонацией речи). Соответственно светомузыку условно характеризуют как искусство "инструментальной световой хореографии". Рождение светомузыки подготовлено предыдущим развитием музыки, живописи, музыкального театра, сценографии. В то же время отмечается, что возможность видеть музыку наличествовала всегда - в выразительной пластике танца, который еще со времен античности (а наиболее откровенно - в эпоху романтизма) характеризовался как "музыка для глаз", "видимая музыка". "Инструментальной" музыка для глаз смогла стать лишь при художественном освоении инструментария световой проекции, возникшей на рубеже XIX-XX вв. Именно поэтому за новым искусством и закрепилось составное наименование "светомузыка", первая часть которого ("свет") характеризует используемый материал, вторая часть ("музыка") - способ художественного отражения действительности. Светомузыку следует отличать от концепции "цветомузыки", натурфилософской по происхождению и внеэстетической по содержанию (предложена еще в XVIII в. Л.Б.Кастелем и основана на ложной физической аналогии И.Ньютона "цвет - звук", "спектр - гамма"). Становление эстетической потребности и возможности видеть музыку в "инструментальном" ее воплощении - результат развития эстетической культуры. Общая тенденция эволюции "синестетического фонда" музыкального искусства, с предельным выявлением "красочных", "светоносных" свойств инструментовки, гармонии нашла в начале XX в. естественный выход в создании первых светомузыкальных произведений - "Прометей" А.Н.Скрябина (1910), "Желтый звук" Кандинского (1912), "Счастливая рука" А.Шенберга (1913). Наиболее глубоко идея светомузыкального синтеза продумана Скрябиным: от первоначального замысла цветового дублирования тонального плана музыки в "Прометее" к организации цвета в сложные беспредметные формы, взаимодействующие со звуком по принципу контрапункта в "Предварительном действии" (произведение осталось незавершенным). Как показывает и опыт театра, кино, телевидения, именно приемы слухозрительной полифонии обеспечивают содержательность и высокую художественность светозвукового синтеза искусств. Синестезия формирует при этом психологическую установку на ожидаемые слухозрительные соответствия, сознательно преодолеваемые эстетической установкой, определяемой конкретным замыслом, идеей произведения. Светомузыка - искусство коллективного творчества: подлинно художественные светомузыкальные композиции могут быть созданы только в творческом союзе музыкантов и художников при обязательном участии специалистов по свето- и радиотехнике. Художественная реализация светомузыки осуществляется в двух основных жанрах - светомузыкальные концерты и фильмы. Наряду с ними развиваются и прикладные формы светомузыки, использующие приемы и технику автоматического светозвукового синтеза (декоративное оформление дискотек, кабинетов релаксации на производстве, светомузыкальные фонтаны). Пока именно прикладные формы светомузыки получили наибольшее распространение. Основным центром светомузыкальных изысканий в нашей стране является музей А.Н.Скрябина в Москве. Комплексные художественно-научные эксперименты в этой области проводятся также в рамках казанской группы "Прометей". Получили известность концерты харьковской студии "динамической светоживописи", Московского мемориального музея космонавтики. В 1987 г. состоялся первый Всесоюзный фестиваль светомузыки.

Эстетика: Словарь /Под.ред. А.А.Беляева и др. - М.: Политиздат, 1989, с.308-309.

Галеев Б.М.

выход в оглавление