Есть такие дома, такие здания в любом, наверно, городе, на которых тесно было бы мемориальным доскам, если все их, в память о достойных обитателях и посетителях, решили бы повесить на стенах. Такой каменной Доской почета у нас в Казани могло бы стать здание бывшего Дворянского собрания. Напомню, для советского поколения это был Дом офицеров, а сейчас его отдают мэрии под ратушу. До сих пор там висела, кажется, лишь одна памятная доска - о том, что здесь выступала Н.К.Крупская, подруга пролетарского вождя В.И.Ленина. А история подбрасывает новые, точнее напоминает о других, более давних именах, не отмеченных мемориальными досками. "После бала" - рассказ Л.Толстого - написан как раз после бала в Дворянском собрании. Здесь выступал Маяковский со своими озорными друзьями Бурлюком и Каменским, здесь звучала музыка в исполнении Рахманинова и Скрябина... А сколько здесь было именитых военоначальников из Красной Армии!.. Да, если каждое знаменитое имя отметить доской, придется их, эти доски, размещать штабелями.
Скрябин выступал в зале Дворянского собрания со своим сольным концертом в марте 1912 года. Прелюдии, мазурки, "Окрыленная поэма", "Листок из альбома", "Сатаническая поэма". Как прошел концерт - судить можно по прессе. Точнее, судить по прессе можно, но трудно. Уж больно противоречивые отзывы в разных изданиях. Из рецензии газеты "Казанский телеграф" (1912, N 5666) можно узнать, что концерт Скрябина был "выдающимся событием музыкальной жизни сезона". Им можно восхищаться, возмущаться, писала газета, - но он не оставит никого равнодушным, причем новаторство и революционность музыки, по мнению рецензента, сочетается с преемственностью, со следами высокой классики прошлого - музыки Шопена и Вагнера, Бетховена и Баха. Преклоняясь перед композиторским даром Скрябина, рецензент ставит его, этот дар, выше способностей Скрябина-пианиста. Но, тем не менее, в рецензии отмечалось, что успех был огромный, и некоторые вещи неоднократно бисировались. Суровее была центральная, московская пресса, но претензии были все же скорее не к Скрябину, а к аудитории: "Зал Дворянского собрания наполовину был пуст, - так писала "Русская музыкальная газета" (1912, N 16). - Публика довольно холодно принимала композитора-пианиста. Впрочем, иного и нельзя было ожидать. Воспитание казанцев идет медленно". Надо отметить, истины ради, что казанский слушатель уже имел возможность познакомиться до этого с музыкой Скрябина. Известный пианист М.Н.Мейчик неоднократно выступал в Казани с исполнением скрябинских произведений - в октябре 1906 г. (см.: "Русская музыкальная газета", 1906, N 47) и, дважды, в 1909 г., зимой и весной (см. "Казанский телеграф", 6 февр.; "Русская музыкальная газета", 1909, N 11).
Да и сам Скрябин, оказывается, уже бывал в Казани раньше, выступая в симфонических концертах дирижера С.Кусевицкого в его знаменитом турне по Волге весной 1910 г. Кусевицкий как дирижер был талантливый и богатый, любил жить и выступать с размахом. Им был нанят специальный пароход под названием "Первый". На нем, кроме концертирующих музыкантов, присутствовал весь околокусевицкий артистический "бомонд" - музыкальные критики, издатели, художники, журналисты. Говорят, Кусевицкий для этой поездки даже заказал рояль "Бехштейн" специально для Скрябина. Программа включала музыку Бетховена, Чайковского, Вагнера, Римского-Корсакова. Скрябин выступал как солист-пианист со своим фортепьянным концертом. Поездка длилась целый месяц по одиннадцати городам - от Твери до Астрахани, в том числе была остановка и в Казани. Тогда, в 1910 году, концерт проходил не в Дворянском собрании, а в находящемся рядом более обширном городском театре. Поездка была, наверно, весьма занимательной и нескучной, хотя и плотной по выступлениям. Резонанс отмечался большой: "Огромный успех выпал на долю Скрябина, игравшего повсюду свой концерт и на бис произведения, принадлежащие к первому и среднему периодам его творчества" ("Новости сезона", 1910, N 1979). "А.Н.Скрябин удивительно вдохновенно, художественно сыграл свой фортепианный концерт... захватил слушателей своей магической силой" ("Русская музыкальная газета", 1910, N 24/25).
А в свете бытовой хроники для скрябиноведения знаменательным был факт охлаждения бывших довольно тесными отношений между Скрябиным и Кусевицким - после того, как тот оплатил скрябинские выступления оскорбительно низко, по разряду туристической поездки. И они в конце концов вскоре разошлись. Но зато эта поездка позволила появиться и сохраниться знаменательному, можно сказать, бесценному документу. На пароход Кусевицким был приглашен немецкий художник Р.Штерль, который во время путешествия сделал много эскизов маслом, пейзажей, портретов (в том числе и Скрябина). Некоторые из них получили большую известность. На одном из них, как вы можете здесь увидеть, - представлен Скрябин и Кусевицкий во время исполнения упомянутого фортепьянного концерта. Кто знает, может быть, в густых красочных мазках этого полотна замешались, затерялись атомы воздуха тогдашней Казани... Сейчас данный портрет, небольшой по размерам (23,3х31,2 см), находится в Германии, в знаменитой Дрезденской картинной галерее.
А теперь - кратко - о последующих пересечениях имени Скрябина с Казанью.
1962 г. - первое в СССР исполнение "Прометея" Скрябина со светом. Организованный тогда коллектив КАИ+КГК существует и развивает идеи великого русского композитора по сей день. Именно в Казани проведено 15 всесоюзных, всероссийских "Прометеевских чтений". Издана книга "Поэма огня (о светомузыкальных замыслах А.Н.Скрябина)".
1990 г. - в актовом зале казанской консерватории проходит скрябинский фестиваль, трехдневный, по дням: фортепьянные; симфонические произведения; мистериальные замыслы композитора сегодня.
1995 г. - казанский пианист Евгений Михайлов завоевывает первое место на I международном фестивале им. А.Н.Скрябина в Нижнем Новгороде. Выпуск лазерного диска, гастроли по многим странам мира и городам России.
1996 г. - концерт "Прометей (Скрябин + Кандинский)" в новом Большом концертном зале Казани. Партия ф-но - Е.Михайлов, дир. - Ф.Мансуров, световая партия - И.Ванечкина, Б.Галеев.
1997 г. - выход в свет еще одного лазерного диска со скрябинской музыкой пианистки из Казани Халиды Хайрутдиновой, живущей сейчас в США.
1998 г. - М.Плетнев, бывший ученик казанской музыкальной спецшколы, ныне известный пианист, обратившись к дирижированию, исполняет в Москве в Большом зале консерватории "Прометей" Скрябина со светом.
2000 г. - в Казани проводится международная конференция "Прометей-2000 ( о судьбе скрябинских идей на рубеже веков)".
И, наконец, 2001 г. - в Казани, в гостях фестиваля "Пианофорум" родственники А.Скрябина и В.Софроницкого.
Есть еще несколько примечательных и, возможно, слегка экзотических подтверждений близости Казани к Скрябину (и наоборот). Еще давным давно, директор Музея А.Н.Скрябина Шаборкина Татьяна Григорьевна говорила нам, что в родословной композитора есть татарские корни. Как бы то ни было, в изданном сравнительно недавно справочнике "500 знаменитых русских фамилий татарско-булгарского происхождения" фамилия Скрябина на самом деле числится!.. Не по этой причине, конечно, а исходя из реалий уже сегодняшнего дня, в Казани, после световой премьеры "Прометея", судя по всему, в единственном городе России, еще лет 35 назад появилась, пусть и небольшая, улица Скрябина. Наверно, все это отнюдь не случайно. То ли еще будет!..
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|