"ПЕРИОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ИСКУССТВ" БУЛАТА ГАЛЕЕВА

Эстетика давно стремилась установить - существует ли какой-либо порядок в семействе муз, наличествует ли какая-либо логика в развитии этого "семейства"? Вспомним в связи с этим хрестоматийные труды Аристотеля, Лессинга, а поближе к нам - Э. Сурио [1], М. Кагана [2]. Проблема усложнилась сегодня, и нынче даже бытует мнение о полном распаде союза искусств - потому, что будто бы стало "несть им числа", а связи исчезли (А. Моль) [3]. Свою лепту пытается внести в преодоление этой паники и автор, предложив своего рода "периодическую систему" искусств, пусть и не такую строгую, как у Д. И. Менделеева в химии, но обладающую достаточной мотивированностью и эвристичностью в контексте философии искусства (рис. 1).  В этой схеме исходно задается дифференциация искусств по полярным признакам "изобразительные - выразительные" и "зрительные - слуховые". Подобное представление парных оппозиций оправдывает себя уже тем, что наглядно иллюстрирует взаимосвязанность противоположностей, характеризующую систему как целостность.



Рис. 1.

Изначальным результатом художественной деятельности "homo sapiens", если рассматривать генезис искусства, является, как известно, синкретическое искусство (его проекция - в центре схемы). В процессе разделения труда и специализации художественной деятельности происходит объективация, опредмечивание разнородных сущностных сил человека в виде автономных искусств: музыка (1), архитектура, орнамент (2); живопись, скульптура (3); искусство слова (4). Но, прогрессивное в своей основе, обретение видовой самостоятельности содержит в себе глубокие противоречия. Оно оказывается диалектически сопряженным с постоянным стремлением сохранения той комплексности отражения действительности, которая была присуща синкретическому искусству, когда восприятие было таким же целостным, каковым оно является при непосредственном контакте с миром, при эстетическом восприятии природы. Стремление это способствовало сохранению признака бисенсорности в актерском (7) и танцевальном (8) искусствах, а единства признаков "отображение-выражение" - в песенном (5) и прикладном (6) искусствах. Кроме того, при существующем уровне социального и материального развития, могут преднамеренно синтезироваться в различных комбинациях и сами приобретшие ранг самостоятельности автономные искусства (3+4 - книжная иллюстрация; 2+3 - монументальное искусство; 1+4 - вокальная музыка, 1+2 - "музыкальная графика", а все вместе - драматический и музыкальный театр).

Таким образом, уже на этом этапе прослеживается парадоксальная, а если быть точнее, диалектическая взаимообусловленность, казалось бы, абсолютно полярных процессов: дифференциация и синтез искусств (если быть еще точнее - "видовое размножение" искусств именно за счет рождения новых синтетических форм). Еще очевиднее эта диалектика проявляет себя сегодня.

Инструментальный арсенал искусств в течение последнего столетия постоянно обновляется. Возможности новой техники незамедлительно используются для удовлетворения параллельно растущих художественных потребностей. И, при сохранении традиционных искусств, "рядом" с ними (если смотреть по системной схеме искусств), начинают зарождаться новые художественные формы, не копирующие и не исключающие эти старые виды, а как бы продолжающие развивать их возможности за счет потенциала новых средств аудиовизуальной коммуникации. В общей совокупности они образуют новый, внешний слой системы искусств, со своей спецификой и своим языком (рис. 2.).



Рис.2.

В самом кратком изложении: 9 - звукозапись, электронная музыка; 10 - кинетическое искусство (люминодинамика, абстрактное кино); 11 - фотография, кинематограф, голография; 12 - радиотеатр; 13 - телевидение; 14 - концертная светомузыка; 15,16,17, 18 - звуковая и световая сценография музыкального и, соответственно, драматического театра (с выявлением в них таких специфических зрелищно-синтетических форм, как "пространственная музыка" - 15, "лабиринт" - 16, представления "Звук и Свет" - 17, "латерна магика" - 18). Бифункциональные прикладные формы, соответственно, размещаются в ячейках 19,20 - эстетизация звуковой и 22,23 - световой среды (это прежде всего выставочно-оформительское искусство, дискотеки, световая архитектура, звуковые зрелища под открытым небом). В ячейках 21 и 24 располагаются звуковой и световой дизайн.

И для расширенной системы искусств тоже, оказывается, очевидно, что она может сохранить свое единство лишь за счет предельного увеличения сил межвидового взаимодействия. Более того, не являясь автономными видами искусства, большинство из выделенных во внешних ячейках видов художественной деятельности обретает жизнеспособность лишь при вхождении в синтетические образования, характеризуемые действием отмеченных выше внутрисистемных связей (помечено стрелками). Обратим внимание на то, что стрелки эти на схеме не всегда двусторонние, они указывают на предпочтительность связей в их направленности. В этом сказывается специфика звуковой коммуникации в человеческом общении: если слуховые искусства (радио, электронная музыка и т.д.) могут претендовать на автономию, то для соответствующих им зрительных аналогов обязателен союз со звуком (кино, абстрактный фильм и т.д.).

Своего рода "функциональная асимметрия" обнаруживается и относительно вертикальной оси. Обратимся вначале к левой стороне схемы, где находятся новые изобразительные искусства. Они, как известно используют технику репродуцирования(тиражирования, трансляции), и в них функции художника и разработчика техники разделены. Если обратимся теперь к правой половине, т.е. к новым выразительным искусствам, то в них техника уже предназначена для продуцирования небывалых изображений и звуков,и при этом создание инструментария и произведения слиты воедино.Ситуация эта непривычная для художественной культуры, ибо уникальным является не только само произведение, но и инструмент, с помощью которого оно создается. Этим и объясняется, казалось бы, парадоксальный факт исторического отставания новых искусств из правой половины схемы (светомузыка, электронная музыка и т.д.) от своих смежных соседей из левой половины (кино, радио и т.д.), хотя, например, сама идея светомузыки была заявлена намного раньше того же кинематографа.

Ликвидировать подобную "недемократическую" ситуацию в системе искусств помогает в последние годы компьютерная техника. Она относится к продуктивной технике, ибо синтезирует изображения (и звуки) на "tabula rasa", так сказать, на чистом поле экрана, "от нуля" - причем это относится к равной мере и к конкретным, и к абстрактным изображениям (звукам). Подобно тому, как револьвер невольно оказался в Америке прошлого века неким "орудием демократии", уравнивающим в правах слабого и сильного, так и компьютеры, уже без шуток, играют нынче похожую роль, компенсируя последствия "функциональной асимметрии" в системе искусств.

Вообще сейчас трудно даже предугадать, какие изменения еще внесет в нашу "периодическую систему" компьютеризация художественной культуры. Не исключено, что придется достраивать еще один внешний слой в этой схеме расширяющейся Вселенной искусства. Расширяющейся - но в то же время еще сильнее сжимающейся за счет объединяющей функции компьютерной техники, которой "по плечу" синтезирование любого звука и любого изображения (их полный синтез воплощен в жанре так называемого "мульти-медиа", как бы имитирующего на новом уровне первоначальный синкретизм, со всеми его атрибутами: бифункциональность, бисенсорность, размывание границ между искусством и реальностью, в данном случае "виртуальной").

У футурологов существует шутка: очень трудно предсказывать, особенно будущее. В наличествующем состоянии системы (рис. 2) автор уверен в той мере, в какой ему довелось лично испробовать специфику многих ее "ячеек" в собственных художественных экспериментах. С наступлением компьютерной эры в искусстве нас ожидают новые, еще более неожиданные открытия. Но уже заранее можно быть уверенным в том, что:

- появление новых видов искусства, в том числе использующих современнейшие технические средства, отнюдь не аннулирует необходимость существования прежних (в той же мере, как рождение Репина или Пикассо, например, не перечеркивает творчество Рафаэля и Рублева);

- функции отражения действительности в искусстве сохраняются, хотя, возможно, и будут осуществляться с помощью искусственного (синтезированного звука и изображения. А дискутируемые элементы самостоятельного "программированного искусства" могут использоваться в "фольклорно"-игровых формах контакта зрителя с компьютером (на Западе это сейчас называют "интерактивным искусством");

- Вселенная искусства не рассыплется на беспризорные и изолированные художественные акции, ибо сохраняет свою целостность их растущее систмное множество, прежде всего за счет усиливающегося взаимодействия искусств друг с другом. Целостность, отражающая целостность самого человека и целостность мира;

- более того, именно в этом количественном росте системы, вероятно, заключен единственно достоверный и убедительный показатель прогресса в искусстве. Ибо расширяется контингент тех, кто может испытать себя в творчестве, имея возможность теперь приобщаться, наряду со старыми, к любому новому доступному для него искусству - телевидению, светомузыке, видеоарту, компьютерной, лазерной графике...

Что и говорить, из всех революций вполне очевидно оправдала себя сегодня - научно-техническая. И остается лишь поддержать поэта: "Да здравствует научно-техническая, перерастающая в духовную!.."

Руководствуясь этими позициями и работает уже более 35 лет СКБ "Прометей" (см.), преобразованное ныне в одноименный НИИ экспериментальной эстетики при Академии наук Татарстана и КГТУ им.Туполева.


ЛИТЕРАТУРА:

  1. Souriau E. "La correspondance des arts" - Paris, 1947.
  2. Каган М. Морфология искусства. - Ленинград: Искусство, 1971.
  3. Moles A. "Art et Ordinateur" avec la collaboration de Marie-Luce Andre Casterman, 1971

выхов в оглавление