В.М.Петров, Л.Г.Бояджиева.
Перспективы развития искусства: методы
прогнозирования.
- Москва: Изд-во "Русский мир", 1996 г.- 158 с.
ISBN 5-85810-025-2.
Книга написана в развитие исследований В.Петрова, хорошо знакомого читателям "Леонардо" по его прежним публикациям в журнале [1].
Авторы рецензируемой книги ставят своей целью предвидение основных тенденций как художественной сферы в целом, так и направлений эволюции каждого вида искусства в отдельности. Для этого ученые опирались на теоретико-информационную модель. Суть ее в том, что в любой достаточно сложной саморазвивающейся системе (к числу которых относятся и отдельный человек, и любое целостное человеческое сообщество) должны протекать процессы переработки поступающей в нее информации. Их два типа: аналитический (связан с работой левого полушария мозга и проявляется в расчленении рассматриваемого объекта, выделении в нем различных признаков) и синтетический ("правополушарное" сознание) - характеризуется целостностью восприятия, вживанием в объект. Для развития системы более выгоден режим попеременного доминирования то аналитических, то синтетических процессов. Применительно к социально-психологическому "климату" общества это означает, что на протяжении 40-50 лет (т.к. стиль мышления задается поколением людей) преобладает один из указанных типов сознания с их попеременным чередованием. Были выработаны показатели, позволяющие количественно представить эти процессы как в социально-политическом климате общества, так и в отдельных видах искусства.
Цель исследования - дать целостную оценку художественной жизни в определенный временной отрезок, а затем построить ретроспективную эволюцию и составить стилевой прогноз на ближайшие десятилетия. Для решения этой задачи авторы проанализировали творчество ряда художников по целому ряду параметров. Эти характеристики конкретизировали проявление синтетического или аналитического типа мышления в музыке, живописи и театре. В качестве методического приема был использован экспертный опрос, основанный на детальном знакомстве экспертов с творчеством небольшого числа авторов. Специальный анализ показал, что эти признаки (шкалы) обладают высокой взаимосвязью. После комбинирования ответов по разным шкалам был получен итоговый индекс асимметрии для творчества каждого художника. Это дало возможность количественно оценить проявление того или иного типа мышления. В итоге была выявлена следующая закономерность: периодическое чередование аналитического и синтетического типа мышления в отдельных видах искусства аналогично этому процессу в социально-психологической сфере. Это позволяет определить общее направление эволюционного процесса. Авторы подчеркивают, что речь идет не о строгой математической закономерности, а о ведущей тенденции. Такой подход дает возможность как предсказать определяющие черты общего направления культуры, преобладающего видового развития, так и предвидеть ведущие стилевые признаки отдельных видов искусств. Так, в музыкальном творчестве можно предвидеть оптимистическое или трагическое мироощущение, рациональность или интуитивность, строгость или свободу формы, логичность или спонтанность развертывания материала, тембровое однообразие или обилие полутонов и нюансов, преобладание среднего и верхнего регистров или ведущую роль нижнего. Используя полученные признаки проявления типа мышления в рассмотренных видах искусства, авторы рисуют перспективы развития музыки, изобразительного искусства и театра в ближайшем будущем.
Эта книга представляет несомненный интерес не только для теоретиков культуры. Достоинством книги является ее практическая направленность, что также дает ориентиры для искусствоведения художественной критики и непосредственной практики художественного творчества. Весьма ценными являются приложения к книге, детально знакомящие с методикой измерительных процедур. Характеристики творчества отдельных художников, композиторов и режиссеров и их индекс асимметрии представлены в таблицах, что дает большой фактический материал для практиков прогнозирования отдельных видов искусства. Как подчеркивают и сами авторы книги, полученные результаты далеки от завершенности и представляют собой эскиз разработки направления дальнейших исследований. Однако подобная методика, основанная на экстраполяции, не отражает современные представления о роли случайности в поле возможностей эволюционного процесса. Поэтому результатом ее применения является лишь фон, отдельные элементы которого с разной степенью выраженности будут представлены в картине будущего. Другим перспективным направлением в уточнении деталей прогноза мне представляется "наложение" информационно-теоретической модели культуры на другие модели, конкретизирующие те или иные аспекты функционирования ее блоков. Так, на наш взгляд, интересным будет "наложение" предложенной модели на систему искусств, разработанную Б.М.Галеевым, в центре которой стоит "человек творческий" (с предложенной им системой искусств читатели журнала также уже знакомы) [2].
Подчеркнем, как и авторы книги, что предложенный ими подход не является единственным для прогнозирования как культуры в целом, так и ее отдельных областей. Интересную методику, основанную на выявлении диалектики воплощенного и нереализованного, потенциального в художественном произведении, использует казанская исследовательница, профессор Казанского гос.университета Ю.Г.Нигматуллина для прогнозирования литературного процесса. "Наложение" применяемой ею методики на разработки авторов рецензируемого издания позволит добиться большей степени конкретизации материала [3].
Особо хочется отметить, что предлагаемая авторами книги информационно-теоретическая модель позволяет применить ее к любому блоку культуры и соединить с другим типом модели культуры для создания объемной картины, т.к. в центре находится человек, его психофизиологические особенности, а именно он - творец будущего культуры.
Cписок ссылок:
Синцова С.В.
(Опубл. в электронном ж-ле "Leonardo Digital Reviews", October, 1997, v.5, N 9)