СИНЕСТЕЗИЯ В ИЕРАРХИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ В ПЕРЦЕПТИВНОЙ СИСТЕМЕ*

Галеев Б. М.

Целостен мир и целостна система полимодального чувственного отражения этого мира. Целостность любой системы определяется связями, существующими в ней. В полимодальной перцепции можно выделить следующие системные связи, представленные здесь по степени иерархичности:

1) совместное координированное действие органов чувств, обеспечивающее разностороннее отражение действительности (назовем его "синергией", что и означает взаимное действие) (И. М. Сеченов, С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев и др.).

2) ассоциативное взаимодействие (синестезия), отражение в сознании связей, возникающих и выявляющихся в ходе синергетического отражения целостного мира (как интермодальное сопереживание, "сочувствование" моносенсорного перцептивного акта) (И. Гердер, А. Веллек, Б. Галеев и др.).

3) взаимная сенсибилизация - изменение чувствительности одного органа чувств при функционировании другого, - отражающая опосредованную взаимоактивацию элементов системы через реакцию среды (внешней или внутренней) (С. В. Кравков и др.).

Между отмеченными типами межчувственных взаимодействий существует своя связь - они не просто сопутствуют, но взаимообусловливают друг друга (т.е. связь эта, очевидно, тоже системна). Судя по всему, именно ее наличием объясняется факт терминологического смешения указанных типов взаимодействий (и их проявлений в языке, в искусстве) - в различных вариантах у разных исследователей (см.работы Т. Рибо, Г. Вернера, А. Мерриама, В. И. Кауфмана, М. Маклюена и др.).

Наименее изученной является синестезия, более того, одним и тем же терминои определяется уже и норма и аномальные формы этого феномена. Не в нашей компетенции и не в наших целях изучение природы этих аномалий. Нам важно здесь напомнить о том, что асистемные связи неизбежны для любых сложных целостных систем, находящихся в поле действия внешних и внутренних флюктуаций. А в отношении исследуемой системы они могут проявляться как отклонения от нормы применительно ко всем отмеченным типам системообразующих взаимодействий: и в синергии, и во взаимной сенсибилизации, и в синестезии, причем в двух противоположных исходах - как запредельное их усиление либо ослабление. В первом случае перцептивная система лишается свойств целостности, во втором - качественной разнородности структуры (т.е. в обоих случаях перестает выполнять функции адекватного отражения действительности).

Аномальное ослабление, отсутствие системных связей должно отвечать ухудшению способности воспринимать метафоры, в том числе синестетические (отмечено в психопатологии, см. у В. В. Налимова). Зато аномальное их, усиление приводит к бессмысленной подмене синергии синхронным появлением реальных соощущений. Таковые наблюдаются, если нарушены существенные контакты со средой (информационные, энергетические и т.д.) и искажены функциональные связи между элементами системы, что определяет существование "измененных форм сознания" (наркотическая стимуляция связей, сенсорная изоляция, гипнотическая медитация с самоизоляцией личности и т.д.) (О. Хаксли и др.). Они вполне закономерно сопровождаются чрезмерным усилением межчувственных взаимодействий, включая и возникновение клинических синестезий.

Асистемные связи следует отличать от системных, поскольку они не могут считаться проявлением сущности человека, его психики. Иначе, как можно судить по психологической литературе, отечественной и зарубежной, затруднения начинаются в самой классификации состава системы по модальным признакам - при однопорядковом рассмотрении ощущений и синестезии, понимаемой буквально, как "соощущение" А. Р. Лурия).

Итак, даже наиболее очевидная форма взаимодействия - синергия - начала планомерно изучаться лишь в последнем столетии, а как системная связь, в совокупности с другими ее формами, она еще ждет своего исследователя. Кооперация чувств не только мистифицировалась некоторыми психологическими учениями (ассоцианизма, гештальта и т.д.), но просто исключалась в позициях идеалистической философии, идущих от Д. Беркли, который настаивал на отсутствии всяких связей в чувственном восприятии, ибо это естественно, вынуждало бы признать их обусловленность целостным миром.

И вполне закономерным было для его "последователей" которые сводили объективный чувственно-вещественный мир к "комплексу ощущений", включить в этот комплекс реальные "соощущения", не имеющие никакой гносеологической соотнесенности с внешним миром. Да и вульгарно-материалистическая психология рубежа XIX-ХХ вв., зараженная позитивизмом, испытала очевидную растерянность перед такой сложной системной связью как синестезия. Новый всплеск позитивизма обнаруживается сейчас, когда даже художественные синестетические аналогии пытаются редуцировать до уровня нейробиологических феноменов.

___________________________________
В плане исследований по гранту РГНФ (02-06-00102 а..

Опубл. в кн.: Динамика и развитие иерархических (многоуровневых систем).
(Матер.конф.).- Казань: АН РТ, 2003.
выхов в оглавление