Световая симфония - определение, закрепившееся за замыслом композитора А.Н.Скрябина в области светомузыки. Возникновение его связано, во-первых, с последовательным освоением и развитием Скрябиным идеи всеобщего синтеза искусств, питающей творчество многих музыкантов рубежа XIX-XX вв., и, во-вторых, с наличием у него собственной системы цветного слуха, конкретно, цвето-тонального слуха, которая, не без влияния суггестивных моментов, определялась у него как шкала соответствий "квинтовый круг тональностей - спектральный круг цветов". Первоначальные планы "световой симфонии" были связаны еще с "Поэмой экстаза", но окончательно замысел оформился в "Прометее", в партитуру которого впервые в мировой музыкальной практике введена самим композитором специальная строка "Luce" (свет), записанная обычными нотами для инструмента "tastiera per luce" (световой клавир). Двухголосная световая партия представляет собой цветовую "визуализацию" тонального плана произведения. Один из голосов, подвижный, следует изменениям гармоний (трактуемых композитором как смены тональностей). Другой, малоподвижный, как бы фиксирует опорные тональности и содержит всего семь нот, следующих по целотонной гамме от Fis к Fis и иллюстрирует в цветовой символике философскую программу "Прометея" (взаимотрансформация "духа" и "материи"), воплощению которой, как считал Скрябин, у него было подчинено не только тематическое развитие, но и тональный план произведения. Убежденность композитора в универсальности его шкалы цвето-тонального слуха, судя по всему, явилась причиной отсутствия в партитуре указаний, какие цвета соответствуют нотным знакам в "Luce". Уникальность генезиса и структуры "Luce", сложность гармонического языка "Прометея" привели различных исследователей к неоднозначным выводам о содержании замысла "световой симфонии" в "Прометее". Несмотря на это, "Прометей" неоднократно исполнялся со световым сопровождением - в 1915 г. в Карнеги-Холл (Нью-Йорк), а в начале 1917 г. Л.Сабанеевым в Большом театре и там же, в 1918 г. в собственной интерпретации "Luce" художником А.Лентуловым. Первое в СССР исполнение "Luce" точно "по Скрябину" было проведено в 1962 г. в Казани. Затем "Прометей" со светом неоднократно исполнялся в Москве (1962 г., зал им.Чайковского; 1975 г., зал "Россия"), в Харькове (1970 г.), в Ленинграде (1972 г., зал "Октябрьский"). За рубежом подобные светоконцерты имели место в Англии (1937 г.), в Швеции (1968 г.), в США (Рочестер, 1967 г; Нью-Йорк, 1969 г.; Нью-Хейвен, 1969 г. и т.д.). У зарубежных исследователей "световой симфонии" проявляется явная тенденция оценивать ее критериями так называемого "кинетического" или "психоделического искусства", что находит отражение и в их исполнительских интерпретациях "Luce".
Идея "световой симфонии" у Скрябина далеко не исчерпывается этим первым опытом с "Luce" в "Прометее". Исключительную ценность представляет его дальнейшая разработка замысла синтетического искусства. В "Предварительном действе" к "Мистерии", которое он не успел завершить, композитор намеревался организовать цвет в сложные пространственные образы и отойти от исходного в "Прометее" принципа постоянного слухозрительного унисона. Скрябин предполагал использовать приемы солирования партий звука и света и вводить их в контрапунктические отношения любой степени контрастности. Им предвосхищены в мечтах, ставшие реальностью сейчас идеи пространственной музыки" (с движением звука) и массовых светозвуковых представлений под открытым небом. Скрябин безоговорочно признан во всем мире пионером светомузыкального искусства. Именно его знаменитому произведению обязана своим названием одна из активно работающих в области светомузыки организаций - СКБ (ныне НИИ) "Прометей" в Казани.
Самостоятельную ценность представляет, по нашему мнению, список литературы по проблеме:
(Опубл. в кн.: "Художник и философия цвета в искусстве". Сб.тез.докл. межд.конф. - Санкт-Петербург: Эрмитаж, 1997, с.89-91)