После советско-американской конференции "GraphiСon-9I", состоявшейся весной 1991 г., этот семинар был наиболее представительным, собрав тех, кто занимается теорией и практикой компьютерной анимации в странах бывшего СССР. Состоялся он в гостеприимном Доме кино Москвы. Инициатором встречи выступили Союз кинематографистов и Аниматографический центр "Пилот". Среди докладов большой интерес вызвали выступления О. Генисаретского "Экран как контактная поверхность: психотехнические эффекты экранного процесса", С. Амшинского "Внедрение новых технологий в экранную культуру", В. Колейчука "Программированное искусство без компьютера", Ю. Баяковского "Проблемы компьютерной анимации", А. Орлова "Эстетика компьютерного фильма: исторические параллели". Организатор семинара, руководитель центра "Пилот" искусствовед А. Прохоров выступил с докладом "Компьютерное одушевление и компьютерное воодушевление", а автор данного обзора представил сообщение "Компьютерное искусство в системе художественной культуры". Предваряя следующий семинар о компьютерных играх, который намечено провести здесь же в апреле 1992 г., специально обратился к теме "Анимация и компьютерные игры" Г. Пачиков.
Докладчики акцентировали внимание на параллелях и различиях между обычной и компьютерной анимацией. Были отмечены специфические особенности компьютерной анимации - эффект свободного "движения" камеры, химически дистиллированная чистота изображения и его движения, технологическое равноправие приемов получения фигуративного и нефигуративного изображения на мониторе компьютера, наличие общих "архетипов" программированного мышления и синкретизма в раннем кино, в обычной анимации и в компьютерной анимации.
Новый повод для теоретических экскурсий дал ретроспективный просмотр лучших фильмов с фестивалей "Ars electronica" и "SIGGRAPH". Менее внушительным, но обнадеживающим был показ собственных экспериментов. Студия "Сreit" (St.Peterbourg) добилась больших успехов, но ее интересы в период становления пока связаны с созданием рекламных роликов и видеоклипов. Эта коммерческая ориентация дорогостоящей компьютерной анимации, по-видимому, является пока наиболее общим признаком для всех стран. СКБ "Прометей" (Казань) продемонстрировала видеозаписи своих экспериментов в области лазерно-компьютерной анимации. Но наибольший интерес вызвали работы студии "Альбатрос" (Новосибирск), чей компьютерный фильм "Shadow", кстати, занял одно из призовых мест в "Ars electronica-91" в Линце. Порадовали и фильмы московской "Студии компьютерного искусства", которая сочетает коммерчески-рекламную деятельность с художественными экспериментами. Запомните имя художника Феликса Кузнецова из этой студии - наверняка его фильмы скоро появятся на отечественных и международных фестивалях.
На семинаре присутствовали ведущие российские киноаниматоры Ф. Хитрук и А. Хржановский (в России они известны так же, как, положим, Дисней в США). Они высказали заинтересованность в контактах с компьютерными художниками и, конкретно, высказали свои пожелания поэкспериментировать в этой области в условиях возможной кооперации с зарубежными компьютерными фирмами. Кстати, на семинаре присутствовали представители фирмы "Apple computer, Inc.". Среди других гостей можно отметить и представителей российских периодических изданий "Телерадиоэфир", "Сателлит-видео-Асс", "Человек и компьютер", уделяющих много места на своих страницах проблемам компьютерной графики.
Дом кино находится в центре Москвы. И пока шел семинар, на близлежащих улицах бушевали многотысячные толпы людей. Но эти митинги с красными знаменами - отнюдь не по поводу компьютерного искусства. Это сторонники сохранения СССР протестовали против отмены бывшего праздника Советской Армии, который отмечался ранее как раз в эти дни.