"НАШИ" НА СИМПОЗИУМЕ ШЕНБЕРГ - КАНДИНСКИЙ

Б.Галеев

В начале 1993 года в Королевской консерватории Нидерландов и Объединенном музее Гааги состоялся международный симпозиум, посвященный сопоставительному анализу творчества двух художников, ставших символами XX века, - композитора Арнольда Шенберга и живописца Василия Кандинского. Акцент делался на их "синтетических" идеях, связанных со взаимодействием музыки и живописи. Симпозиум был приурочен к празднествам по поводу открытия 25 новых студий и мастерских для студентов отделений электронного искусства и музыкального театра консерватории. В рамках этих празднеств состоялось открытие международной Академии света - неофициальной организации, действующей в режиме "невидимого колледжа" и призванной объединить всех, кто занимается в разных концах планеты синтезом музыки и света, воплощая тем самым в жизнь идеи живописно-музыкального синтеза Кандинского - Шенберга. Вступительное слово на симпозиуме произнес инициатор встречи Франс Зверс - декан междисциплинарного факультета "Образ и звук" Королевской консерватории. Затем были заслушаны следующие доклады:

Эскиз В.Кандинского к сценической композиции "Картинки с выставки" на музыку М.Мусоргского (Дессау, 1927)

"Живопись, музыка и Gesamtkunstwerk. Встречи Кандинского и Шенберга" (Елена Халь, автор книги "Арнольд Шенберг/Василии Кандинский. Письма и документы", Бельгия);

"Шут как парадигма". "Лунный Пьеро" Арнольда Шенберга и современный художник" (Райнхольд Бринкман, профессор музыки Гарвардского университета, США);

"Противостояние внутренней структурной энергии и растворение художественного материала в творчестве Кандинского и Шенберга" (Клаус Кропфингер, профессор, Германия);

А.Шенберг (крайний справа) и В.Кандинский (крайний слева) с супругами (1927)

"Атональность и абстракция. Сравнение эстетики живописи с эстетикой музыки" (Лоуренс ван дер Хейден, музыковед и историк, Нидерланды);

"Одиночество в обществе. Атональность и кризис субъективности в "Книге висячих садов" Шенберга (Альбрехт Дюмлинг, музыковед, Германия);

"Кандинский - Шенберг: взаимный резонанс" (Пег Вайс, профессор Сиракузского университета, США);

"Шенберг и его стремление к правдивости в музыке. Правда как центральная идея экспрессионизма" (Йоб Изерман, музыкальный теоретик. Королевская консерватория, Нидерланды);

"Экспрессионизм и рационализм" (Конрад Бемер, композитор и преподаватель Королевской консерватории, Нидерланды);

"Куда скачет "Синий всадник"? Кандинский - Шенберг - Скрябин: идея синтеза искусств" (Ирина Ванечкина, доцент Казанского педагогического института, Россия)

"Кандинский и Шенберг: концепция внутреннего контрапункта" (Булат Галеев, профессор Казанской консерватории, Россия).

В художественной галерее, в зале, где висят картины Кандинского и Явленского, студенты консерватории исполнили "Лунного Пьеро" Шенберга. А в концертном зале была представлена в оригинальном сценическом воплощении его монодрама "Счастливая рука" с элементами светомузыкального синтеза. Два музыкальных видеофильма с "оживлением" картин Кандинского показал после своего доклада автор данного обзора. Мы продемонстрировали также видеозапись московской сценической постановки "Желтого звука" В.Кандинского - А.Шнитке (Ансамбль пластической драмы под руководством Г.Мацкявичуса).

В один из вечеров гостям показали новые студии электронной музыки в консерватории - это, конечно, фантастика, нет слов! - и экспозицию старинных и новейших музыкальных инструментов в Объединенном музее Гааги. Почетное место в этой экспозиции занимает "терменвокс", изготовленный в предвоенные годы в США на фирме, которую создал там наш соотечественник Лев Сергеевич Термен. Во время предыдущей встречи в Гааге в 1991 году Франс Эверс попросил меня привезти для этой экспозиции фотографии ученого. "Зачем фотографии? - спросил невинным голосом я. - Может быть Вас устроит сам Термен?" Чем вызвал тогда большой переполох в научных кругах Королевской консерватории. Электронные композиторы были приятно удивлены, узнав, что мой старый друг и коллега Термен жив и продолжает работать... 97-летний Термен приехал со своей дочерью Наташей, и они исполнили несколько пьес на "терменвоксе". Участвовал Термен как почетный гость и в открытии Академии света - ведь кроме электронной музыки он еще и конструировал в 20 - 30-е годы светомузыкальные устройства (в США эти эксперименты Термен проводил вместе с великим физиком А.Эйнштейном). Для выступления в Академии света из США приехали Уильям Мориц и Эльфрида Фишингер, активно пропагандирующие светомузыкальные фильмы великого режиссера Оскара Фишингера. Заочно были представлены видеозаписи светомузыкальных концертов Христиана Сидениуса (США). Стал членом этой Академии и режиссер постановки "Счастливой руки" Дик Раймекерс. Голландию представляла в Академии также светохудожник Криста ван Сантен, последовательница знаменитой группы "Баухауз". Густав Метцер, светооформитель рок-концертов знаменитых английских ансамблей, подробно рассказал о своих опытах. А Россию в Академии света, кроме Термена, представлял автор настоящего обзора, показавший документальный фильм о работах руководимого им СКБ "Прометей". Зрителей удивили не столько сами работы, сколько тот факт, что светомузыкальный коллектив этот начал работать еще 30 лет назад, развивая идеи Кандинского, Шенберга и Скрябина "в условиях тоталитарного режима".

Завершилось все это мероприятие "круглым столом", посвященным междисциплинарным проблемам художественного образования.

Опубл. в ж-ле "Музыкальная академия", 1994, N 1, c.121-122

выход в оглавление