Книга Й. Свободы - цикл лекций по сценографии, прочитанных в Милане в 1986 г. Позднее на основе данных лекций была издана книга "Тайна театрального пространства" (1990), но в русском переводе под этим названием вышли именно миланские лекции. Но даже как лекционный курс они поражают воображение.
Й. Свобода - гениальный сценограф XX в., работавший в крупнейших драматических и оперных театрах мира. Его творческий опыт бесценен для специалистов. В этом смысле каждая из его лекций - дорогой подарок для людей этой профессии. Книга представляет собой серию очерков, в каждом из которых рассказывается о принципе сценографического решения того или иного спектакля: тетралогии "Кольцо Нибелунга" (в Лондоне и Женеве), "Трехгрошовой оперы" Б. Брехта (Цюрих), "Тристана и Изольды" (Бейрут), "Трубадура" (Берлин) и др. Перечисление постановок Свободы можно продолжать очень долго, поскольку он ставит иногда по три спектакля за месяц(!), настолько он востребован мировым театром. И это не случайно. Остроумные, новаторские и в то же время достаточно дешевые решения спектаклей может использовать практически любой театр. Свобода рассказывает не только о создании "Латерна магика", полиэкрана, но и об использовании проекций, света, кинетики, мультимедийной техники, акустических приемов. Как у истинного профессионала, у него нет мелочей: все продумывается, учитывается и обязательно доводится до возможного совершенства.
При этом поражает соединение несоединимого: предельно реалистический, прагматический взгляд на проблемы технологического решения спектакля, сочетающийся с полетом воображения. Оба эти качества не только не противоречат друг другу, но органически дополняются. Свобода-прагматик учитывает все: от субсидий на спектакль до размаха режиссерского замысла. Свобода-художник, опираясь на рассчеты прагматика, вступает в сотворчество с автором пьесы, режиссером, актерами, даже техниками и рабочими сцены. В результате - почти всякий раз принципиально новое решение спектакля, рожденного сотнями и тысячами особенностей, которые всегда точно и умело фокусирует на себе сценограф.
Знакомство с книгой позволяет сделать вывод о главном источнике профессионального успеха Й. Свободы: его мышление предельно пластично. Настолько пластично, что способно "приспособить" для сценографического решения все полиморфное пространство такого синтетического искусства, как театр. Его лекции - наглядное подтверждение такого мыслительного принципа. В них нет той "логики", которой можно было бы ждать от "цикла лекций": нет некоего "концептуального стержня". Напротив, они построены по специфическому "принципу ризомы": корневища, способного врастать в мысль режиссера, в умения актеров, в устройство конкретных театров, в замысел драматурга и т. д. Именно этот принцип пластического срастания и одновременного пластического созидания и внушается книгой почти на подсознательном уровне.
Но наиболее ярко он предстает в последнем разделе - в проекте-мечте о новом типе театра. Театра, основанного на способности к бесконечной пластике своих пространств: как внутренних, так и внешних (отношения с архитектурной средой города). Несмотря на грандиозную новизну этого проекта, остается ощущение, что для Й. Свободы нет невозможного, и такой театр может возникнуть уже в ближайшие десятилетия XXI века.