ВОСПОМИНАНИЯ Л. САБАНЕЕВА - ГЛАЗАМИ СВЕТОМУЗЫКАНТА

Л. Л. Сабанеев.
Воспоминания о Скрябине
- Москва: "Классика-ХХI", 2000. - 400 с.
ISBN 5-89817-011-1
Автор рецензии - Ванечкина И. Л., Галеев Б. М.
E-mail: galeyev@prometey.kcn.ru

Эту книгу музыковеды ждали давно, хотя она не является новой. Это переиздание. Но в первый раз она вышла давно, еще в 1925 г., причем весьма малым тиражом и уже стала библиографической редкостью, раритетом. Добавим к этому, что Сабанеев на следующий год после издания "Воспоминаний" эмигрировал за рубеж, а это в Советской России обычно автоматически было связано либо с преднамеренным забвением, либо с обязательным негативным отношением к таким авторам. Но удивительный факт - при всем этом ни одна книга о Скрябине даже в советские времена не обходилась без ссылок на сабанеевские воспоминания, пусть и с какими-то оговорками, намеками на "легковесность", а то и возможную "недостоверность" информации. Сейчас, когда идеологические моменты сняты, можно дать адекватную оценку сабанеевским "Воспоминаниям". Тем более, это нужно сейчас, когда к ним может приобщиться уже большее число благодарных читателей.

Для последних 4-5 лет жизни Скрябина это наиболее детальное описание и, особо надо отметить, оно самое полное и интересное в контексте изучения становления у Скрябина идеи "световой симфонии", его системы "цветного слуха" (синестезии). Ведь именно на 1910-1914 годы приходится завершение работы Скрябина над "Прометеем" (opus 60) и переход к другому, грандиозному синтетическому произведению "Предварительное действо" (осталось незавершенным). Сабанеев скрупулезно представляет в "Воспоминаниях" все рассуждения, размышления Скрябина о "световой симфонии". И ценность этих воспоминаний несомненна, ибо они написаны на основе ежедневных дневниковых записей Сабанеева после встреч с композитором. Более того, видно, что он, Сабанеев, сам часто выступал как инициатор этих бесед о "Gesamtkunstwerk". Интерес к светомузыке у Сабанеева особый - ведь, кроме консерватории, он окончил физико-математический факультет Московского университета. Его интересует и эстетический, и естественно-научный аспект проблемы светомузыкального синтеза. Он обсуждает в печати 1910-1914 гг. явление "цветного слуха", предлагает оригинальную "обертоновую" теорию для объяснения гармонии Скрябина. И судя по тому, что это было еще при жизни композитора, все публикации по данным вопросам осуществлялись при одобрении композитора. И что самое главное - суть этих статей Сабанеева не противоречит сведениям из "Воспоминаний", ибо их писал один человек, на основе одних и тех дневниковых фиксаций мыслей Скрябина.

Сложнее ситуация с более поздними сабанеевскими публикациями, где читателю порою трудно отличить Сабанеева-биографа от Сабанеева-теоретика. В книгах о Скрябине, изданных в 1916, в 1923 гг., уже после смерти композитора, Сабанеев очень часто дополняет мысли Скрябина собственными размышлениями, причем не всегда разделяя (дифференцируя) их, чем порою сбивает с толку читателя. Вот как раз здесь весьма полезным оказывается обращение к "Воспоминаниям", где лично сам Скрябин явлен (представлен) более точно и более достоверно.

Конечно, и в "Воспоминаниях" есть моменты, которые противоречат друг другу. Ведь в сабанеевских дневниках фиксировалось развитие идей Скрябина в динамике. И Сабанееву не всегда удавалось уловить логику этого развития. Но все же, если иметь в руках такой ценный документ как "Воспоминания", если соотносить их со статьями Сабанеева, с другими мемуарами коллег и друзей композитора, с архивами самого Скрябина, то шансов восстановить реальную картину скрябинской жизни в последние годы вполне достаточно. В том числе и в отношении его светомузыкальных замыслов.

Этот аспект, кстати, подробнейшим образом представлен в нашей монографии "Прометей: Поэма огня" (1980 г.). И не удивительно, что эта наша книга содержит практически на каждой странице ссылки на "Воспоминания" Сабанеева как на наиболее ценный и по некоторым вопросам единственный источник документальных данных о Скрябине-светомузыканте. Можно только сожалеть, что эта книга опубликована только на русском языке, который, увы, не столь популярен на Западе, как у нас, например, английский. Скрупулезное знакомство с "Воспоминаниями" позволило бы западному скрябиноведению избавиться от многих мифов и ошибок, кочующих из одного издания в другое. Впрочем, для зарубежных читателей, которым не доступен русский язык, можно напомнить, что в знаменитом сборнике "Der Blauе Reiter" был издан перевод одной из статей Сабанеева о "Прометее" Скрябина на немецком языке [1], а находясь в эмиграции, Сабанеев вновь обращается к проблеме светомузыки уже в своей другой, англоязычной статье [2]. Сабанеев жил и умер в 1968 году во Франции. Для скрябинистов имеет исключительное значение следующий факт. После смерти Сабанеева из его архивов в Национальную библиотеку Франции был передан уникальный экземпляр партитуры скрябинского "Прометея". Как это описано в рецензируемых "Воспоминаниях", Скрябин сам, по просьбе Сабанеева, собственноручно дополнил световую строку "Luce" словесным описанием форм, фигур, в которые должны быть организованы цвета, обозначенные в этой "Luce". Сабанеев увез этот экземпляр в эмиграцию, и достоянием скрябинистов он стал сравнительно недавно. О том, какую ценность имеет данная партитура, - это, как говорится, уже сюжет другого романа [3].

А если вернуться к "Воспоминаниям", остается добавить, что рецензируемое переиздание дополнено кратким послесловием, излагающим биографию самого мемуариста (авт. - С. Грохотов), примечаниями и весьма полезным для данного жанра указателем упомянутых имен, отсутствовавшим у самого Сабанеева.


Список ссылок:

  1. Sabаnеjew L. "Prometheus" von Skrjabin. - In: "Der Blaue Reiter", Munchen, 1912.
  2. Sabaneev L. The relation between Sound and Colour. - Music and Letters, v.10, 1929, N 3.
  3. Ванечкина И. Л. О "парижской" партитуре "Прометея". - В кн.: "Прометей-2000" (матер.межд.конф.). - Казань: Фэн, 2000.
выхов в оглавление