Музыка и незвучащее (матер. конф.).
- М.: Наука, 2000. - 327 с.
ISBN 5-02-011593-2
Автор рецензии - Синцов Е. В.
E-mail: galeyev@prometey.kcn.ru

Cборник статей "Музыка и незвучащее" - материалы уже третьей международной конференции на эту тему. Встречи ученых из разных стран (Россия, США, Израиль, Италия) проводились в 1993 и 1995 гг. в Москве и в 1997 г. в С. -Петербурге. Организаторами конференций стали Совет по мировой культуре РАН и Российская Академия Музыки им.Гнесиных.

Тема конференций была сформулирована весьма удачно. В предисловии к сборнику автором темы назван А. В. Михайлов, уже умерший филолог-германист и знаток музыки. Тема интересна тем, что ориентирует ученых разных специальностей на исследование такого феномена, которое в европейском музыкознании и искусствоведении почти не анализируется специально: на небытие музыки, на ее незвучащую сферу, на невыраженное в звуке. Данная проблема чрезвычайно актуальна для эстетики 20 века, предметом которой является феномен невыразимого. Но ее истоками все же является Китай и Индия, где проблема инобытия звука, музыки разрабатывалась с древнейших времен.

Следует отдать должное организаторам конференций, что они решились поставить столь сложную проблему, подойти к ней с позиций научных методов. Но эти научные традиции во многом и ограничили те возможности, которые могли бы многогранно раскрыть заявленную проблему. Многие авторы остались в плену одного лишь аспекта: многочисленных сравнений музыки с другими видами искусства (словесным творчеством, живописью, фотографией, архитектурой). Их наблюдения нередко ограничивались очередной констатацией фактов, что звуки, образы музыки были воссозданы уже в фольклорных произведениях словесного творчества, воплощены в фотографии, воссозданы живописью. Наиболее интересны в данном направлении мне показались статьи, где были продолжены идеи русских формалистов об интонационных взаимовлияниях стиха и музыки (М. Ланглебен, В. В. Невзглядова).

Достаточно любопытной выглядит попытка Т. Б. Романовской развить идеи философов о взаимодействии музыки и науки. В ее статье изложена концепция Дж. Михайлова о становящйейся музыкальной системе, где звучащее все время проецируется на незвучащее (развитие идей А. Ф. Лосева?).

Самыми многообещающими выглядят статьи, где сделаны попытки выявитиь незвучащее в музыке. Это идеи В. Иванова о жестовых основах музыки, размышления Т. Цивьян о структурирующем воздействии незвучащего на звуковую ткань произведения, наблюдения С.Исхаковой за "упрощением" гармонии Скрябина, неожиданные ракурсы анализа "риторики формы" у Стравинского (Ю. Кон), "неслышимого джаза" (Ф. Софронов).

В целом знакомство со сборником оставляет впечатление серьезной попытки углубиться в неисследованную пока проблему. Препятствием к ее изучению является отсутствие пока необходимых научных методов.

Вед.научн.сотрудник НИИ экспериментальной эстетики "Прометей" АН РТ, доктор филос.наук Синцов С. В.


выхов в оглавление