Почти вековая жизнь одного из первопроходцев в области электронной музыки, известного изобретателя и музыканта Л. Термена завершилась в 1993 г. [1].. После этого в 1995 г. в России, в г. Казани вышла первая в мире книга об этом уникальном человеке с примечательным названием "Советский Фауст: Лев Термен - пионер электронного искусства" (авт. - Б.Галеев) [2].. А в 2000 году, одна за другой вышли в свет сразу две новые книги о Термене - одна в Японии, другая в США.
Японский музыкант Maсами Тaкeучи - один из активных энтузиастов "терменвокса", пропагандирующий этот удивительный инструмент в Стране восходящего солнца. Он сам играет на "терменвоксе", организовал в Японии общество любителей "эфирной музыки", неоднократно выступал в печати, организовал встречи японской публики с Лидией Кавиной из Москвы, виртуозом игры на этом инструменте. М. Тaкeучи сам неоднократно бывал в Москве, встречался с родственниками и друзьями Термена (включая Л. Кавину), бывал в Казани, беседуя с Б. Галеевым об их общем герое. Неплохо зная русский язык, он изучил все доступные ему российские публикации о Термене, включая, конечно, и "Советский Фауст" (обложка этой книги включена в иллюстративный ряд японского издания). Естественно, обращался он и к литературе на других языках.
Все это позволило ему довольно подробно представить биографию Термена, поведать о создании "терменвокса", о встрече музыканта с Лениным, о пребывании Термена в США, о его работе в закрытом институте после возвращения в СССР. Отдельный раздел автор посвящает семье, дочерям изобретателя - Наташе и Елене. Не забывает упомянуть и о том, что Термен был "последним коммунистом" (он вступил в КПСС в 1991 г.). В конце книги помещено отдельное интервью с Еленой Термен. Издание завершает дискография "терменвоксовой" музыки. Книга снабжена большим количеством иллюстраций, правда, большинство их известны из иных изданий (включая, конечно, и портрет В. И. Ленина).
Альберт Глински - американский композитор и музыковед, автор диссертации о Термене, написанной им еще при жизни героя, в 1991 г. [3]. Книга А. Глински - самая полная на сегодняшний день и самая "академическая" из печатной "терменианы". Если Б. Галеев писал в жанре философизированных мемуаров, если M. Тaкeучи выбрал жанр популярной биографии, то Глински скрупулезно собрал и опубликовал все, что можно было собрать о Термене к сегодняшнему дню из всех журнальных, газетных публикаций и фильмов о Термене во всем мире, из воспоминаний коллег Термена (прежде всего, конечно, американских). Книга снабжена предисловием Роберта Муга, известного ученика Термена, до сих пор занимающегося модификацией и развитием идеи "терменвокса". Естественно, наиболее подробно изложены факты из десятилетнего пребывания Термена в США (что, напротив, весьма сжато представлено в русской книге). Практически книга А. Глински базируется на его диссертации 1991 года, дополненной новыми сведениями, прежде всего, о событиях последнего десятилетия (смерть Термена, мемориальные мероприятия, связанные со 100-летием пионера электронной музыки, и т.д.). Существенно помогли автору новые, вышедшие в свет уже после Термена, публикации, включая и те, что появились в "Музыкальной академии", "Музыкальной жизни" [4-8]. При этом, в отличие от диссертации в книге А. Глински появился новый интригующий мотив - шпионский, о работе Термена на советскую разведку во время его пребывания в США (1928-38 гг.). Здесь автор ссылается, в основном, на сведения из "Музыкальной академии" и из "Советского Фауста", где эти "тайные" сведения представлены со слов самого Термена, высказанных им в давних беседах с авторами этих публикаций. (Официальное получение документальных данных обо всем этом из архивов секретных служб СССР и США в будущем несомненно послужит еще поводом для других, последующих интересных изданий о Термене - уже за пределами музыки). Зато А. Глински удалось развить, дополнить некоторые сведения из российских изданий о работе Термена в тюремных НИИ ("шарашках") по созданию подслушивающих устройств (в том числе и для "обслуживания" американского посольства в конце Второй мировой войны). Он нашел и приводит даже некоторые уникальные фотографии, связанные с этими деликатными моментами изобретательской деятельности Термена. Но, к сожалению, как и в двух предыдущих книгах о Термене, русской и японской, так и для А. Глински остались "белым пятном" последующие 15-20 лет жизни и добровольной работы Термена в КГБ (1947-1964 гг.).
Книга содержит максимально возможно полное описание всех доступных деталей биографии о последних годах уже "открытой" жизни Термена. Она включает описание практически всех его "гражданских", в основном, музыкальных изобретений (впервые представлены здесь, например, полноценные данные о сути его светомузыкального устройства). Конечно, это делается без представления чертежей, схем, очевидно доказывая то, что книга написана музыкантом, но любознательным музыкантом, влюбленным в "предмет своего исследования". Книга выполнена в прекрасном полиграфическом воплощении. Очень много иллюстраций, часть из них публикуется впервые. Книга - достойный прощальный привет ушедшему ХХ веку.