Для тех, кто жил и живет сейчас на Западе, может быть, и непонятен пафос подобного издания. Каждый художник здесь волен избрать и свободно менять место жительства и работы. Данный справочник - о тех, кто оказался на Западе не по своей воле. В нем представлены художники из так называемой первой волны эмиграции, вынужденные выехать из России или остаться там после революции 1917 года. Кто-то оказался за рубежом вместе с Белой армией, кто-то выехал позже, в 20-25 годы, когда уже спала эйфория революционных перемен в искусстве, и на смену царскому самодержавию пришла авторитарная власть красных диктаторов, а в искусстве начала действовать цензура. Как бы то ни было, их оказалось много - более или менее знаменитых русских художников, оказавшихся за пределами Родины, и сейчас 750 из них включены в рецензируемый справочник.
Ценность его заключается в том, что он впервые в таком объеме и так подробно дает биографические сведения о жизни и творчестве этих художников. Сведения авторам пришлось собирать как из ранних русских источников, так и нынешних зарубежных, причем из разных стран - ведь русских эмигрантов разметало по всему свету: в Европу и в Китай, в Соверную и Южную Америку.
Представим в самом кратком виде и в русской алфавитной последовательности имена тех, кто связан с интересующей нас междисциплинарной проблематикой "Искусство, наука, техника".
Алексеев А. (1901-1982), график и режиссер, эмигрировал во Францию, - предтеча компьютерной анимации, изобретатель знаменитого "игольчатого экрана" с растром из булавочных "пикселей" (1930-ые гг.), снял несколько фильмов (в том числе и на тему музыки).
Анненков Ю. П. (1898-1974), живописец, сценограф - в России в 20-ые гг. экспериментировал с подвижными "ритмическими декорациями".
Архипенко А. П. (1887-1964) - скульптор. Выехав в США, придумал "архипентуру" (механизм для создания иллюзии движения нарисованных объектов с заданными быстротой и ритмом), и "светомодуляторы" (полупрозрачные плексигласовые скульптуры, освещаемые изнутри).
Баранов-Россине В. Д. (1888-1944) - художник, еще до революции создал световое пианино "оптофон", до 1925 г. проводил в Москве, а затем в Париже концерты "оптофонии". Погиб в Освенциме.
Билинский Б. К. (1900-1948), с 1918 г., после эмиграции работал в театре, в кино (Италия, Германия, Франция). В 1940-ые гг. создал серию альбомов "Музыка в красках", где зарисовал произведения К. Дебюсси, М. Равеля, Ф. Шопена и И. С. Баха. Нереализованной оказалась затея снять одноименный фильм в студии У. Диснея.
Васильева М. В. (1884-1957), живописец, художник прикладного искусства, сценограф. В 1937 г. во Франции создала светящиеся костюмы для спектакля "Сонет гласных" (по мотивам стихов А.Рембо).
Габо Н. (собственно, Певзнер Н.) (1890-1977) - автор абстрактных скульптур, один из лидеров конструктивизма, кинетического искусства. Брат А. Певзнера. Работал в Германии, Франции, а с 1946 г. - в США.
Грищенко А. В. (1883-1977), живописец, худ.критик, изучал закономерности цветового восприятия. В 1919 г. в Москве организовал выставку "Цветодинамос и тектонический примитивизм". Уехал во Францию.
Кандинский В. В. (1866-1944) - основоположник беспредметного искусства, автор либретто абстрактной сценической композиции "Желтый звук" (1912). Впервые реализовал подобный синтез движущихся декораций, музыки и жеста в 1928 г. ("Картинки с выставки" на муз. М. Мусоргского, Германия, "Баухауз"). Умер в 1944 г. во Франции.
Певзнер Антон (1884-1962), скульптор, живописец, старший брат Наума Габо, друг А. Архипенко. Совместно с братом - автор "Реалистического манифеста", библии конструктивизма. Автор множества абстрактных скульптур из металла.
Стржеминский В. М. (1893-1952), живописец, график. После революции жил в Польше. В 1948-49 гг. создал серию так называемых "соларистических" картин, в которых использовался феномен остаточного изображения в глазу. Автор книгу "Теория зрения".
Сюрваж Л. (1879-1968). Сын финна и датчанки, живущих в Москве, живописец. С 1909 г. - в Париже. В 1912-14 гг. работал над серией акварельных листов "Ритм в цвете", предполагая оживить свои абстрактные композиции в подражание музыке (предлагал использовать для этого кинотехнику). Показал эти листы в 1939 г. в Музее современного искусства в Нью-Йорке.
Шаршун С.В. (1888-1975), живописец. С юности жил в Париже, где и остался после революции. С 1940 г. работал в абстрактной манере, обращаясь к музыкальным темам - картины: "Пастораль Бетховена N 2", "Концерт Баха", "Шопен. Сильфиды", "Скрябин. Соната N 6".
Особую ценность представляет, кроме текста и иллюстраций, добротно написанное Д. Северюхиным обзорное аналитическое вступление и, особенно, - тщательно собранная обширная библиография по каждому из художников на разных языках.