НА ПУТИ К СВЕТОМУЗЫКАЛЬНОМУ ФИЛЬМУ
(первые опыты Д.Сюрважа)

Галеев Б.М.

Идея синтеза музыки и света, как известно, вызревала исподволь в недрах традиционных искусств - музыки, живописи, сценографии музыкального театра (прежде всего, балета). Причем происходило это порою под "псевдонимом" других явлений. Так, не осознавший еще своей специфики кинематограф, наряду с устремлениями испытать себя в качестве "видимой литературы", "ожившей живописи", уже в самом начале развития пробовал нащупать свой язык исходя из понимания кино как некоей "визуальной музыки". В этих ранних киноэкспериментах, по нашему мнению, объективно дали себя знать "гены" другого, смежного с кино синтетического искусства - светомузыки, обусловившие в конечном итоге возможность существования особого жанра - "светомузыкального фильма", использующего технологию кинопроизводства для решения задач синтеза музыки и света.

Одним из первых известных опытов на пути к этому являются работы французского художника финского происхождения Леопольда Сюрважа /Штурцвага/ (род. в 1879 г. в Москве, умер в 1968 г. в Париже). Краткие биографические данные, взятые из каталога выставки "Москва - Париж" (М.: Сов.художник, 1981): 1905 г. - участие вместе с М.Ларионовым, Р.Фальком и С.Судейкиным в выставке "Голубая роза", в 1908 г. - приехал в Париж. 1911 г. - знакомство со скульптором А.Архипенко (который, кстати, тоже пытался экспериментировать в области светомузыки). В 1912-1913 гг. создает "ритмы в цвете" - серию цветных абстракций, выполненную по методу мультипликации. 1917 г. - первая персональная выставка, организованная Г.Апполинером (написавшим вступление к каталогу). 1919 г. - участие в создании группы "Золотое сечение". В 1922 г. готовит декорации к балетному спектаклю "Мавра" на музыку И.Стравинского для антрепризы С.Дягилева (о реакции композитора см., в его кн.: Диалоги.- Л.: Музыка, 1971, с.80). В 1927 г. получает французское гражданство, в 1928 г. - участвует в "Выставке современного французского искусства" в Москве, в 1930 г.- в ретроспективной экспозиции, посвященной Русским балетным сезонам С.Дягилева в Париже...

Собственно с "цветными ритмами", которые находятся в кругу наших интересов, можно ознакомиться в упомянутом каталоге выставки "Москва - Париж". Повторно они экспонировались на выставке Национального центра искусства и культуры им.Ж.Помпиду в Москве (1989), где рядом с серией из нескольких "покадровых" эскизов был помещен следующий фрагмент текста манифеста, отражающего отношение Л.Сюрважа к беспредметному искусству и его перспективам: "Чтобы стать столь же гибким и богатым средством выражения чувств, каким является для нас музыка, пластическая форма должна избавиться от своих последних оков - от неподвижности и заданности... Моя живопись обретает живое дыхание, я придаю ей способность двигаться, она подчиняется ритму, рожденному внутренним миром, моим инструментом будет синематографический фильм, этот истинный символ сконцентрированного движения. Я создаю новое искусство во времени - искусство цветного ритма и ритмического цвета". С этими мыслями Л.Сюрважа, правда в другом переводе, советскому читателю можно было ознакомиться и раньше, в нашей книге "Светомузыка: становление и сущность нового искусства" (Казань, 1975, с.133), в одном ряду с прогнозами А.В.Луначарского (1913), также увидевшего именно в технике кино путь "оживления" абстрактной живописи, позволяющей реализовать ее претензии стать подлинной музыкой для глаз. На практике по этому пути пошли и достигли успехов художники-абстракционисты В.Эггелинг, В.Руттман, Г.Рихтер, Ж.Дюлак, О.Фишингер, авторы первых беспредметных (а с приходом в кино звука - светомузыкальных) фильмов 1).

------------------------------------

1) Следует напомнить и об иного рода попытках сделать абстрактную живопись подвижной - с помощью светопроекционной и сценографической техники - характеризующих общую направленность выхода беспредметничества в сферу светомузыки (художники В.Баранов-Россине, А.Клейн. Р.Делоне, Л.Хиршфельд-Мак, В.Кандинский, Г.Гидони и др.).

В отличие от них Л.Сюрваж из-за начавшейся мировой войны не смог довести до экранного воплощения свои пионерские замыслы, сохранившиеся для нас во многих музеях мира как разрозненные серии "цветных ритмов" (а всего их было подготовлено им около 200 листов). Некоторые из тех, что сохранились, представлены, например, в кн.: Lawder S. The cubistic cinema. N.Y., 1975, p.24 (12 листов из французской синематики), в кн.: Art in our time. N.Y., 1939, р.367 (5 листов из Музея современного искусства в Нью Йорке).

В недавно вышедшей статье М.Ямпольского о кубистическом кино [1] отмечается, что все "цветные ритмы" Д.Сюрважа демонстрировались на той выставке 1917 г., которая была организована Г.Апполинером. Последний, кстати, и опубликовал впервые в своем журнале "Soirees de Paris" (1914, N 27) манифест Сюрважа "Le rythme colora" (перепечатывается затем неоднократно, см.: Le Revue de cinema, 1948, v.2, N 11, p.51-52); Cinema: theorie, lеctures, special de lа Revue d'Esthetique. - P., 1973, p.275-277; Mitry J.  Le cinema experimental. P., 1974, p.22-25). Особый интерес представляет информация Б.Ямпольского о попытках известного поэта Б.Сандрара развить идеи Сюрважа. В 1919 г. он выступил с публикацией "О цветовой партитуре", где предложил собственный проект "синематографических цветных ритмов" (см.: Сеndrars B.  Ceuvres completes, 1969, t. 6, p.49-51). Частично поэт сумел воплотить в жизнь элементы этого замысла в балетной постановке "Сотворение мира" (муз. Д.Мийо, худ.Ф.Леже, 1923), а в наиболее полном виде его предложения сохранились лишь как литературная фантазия в произведении "Эбаж" (Ceuvres completes, t.2).

Возросший сегодня интерес к "цветным ритмам" Л.Сюрважа вполне закономерен. Именно в контексте анализа становления идей синтеза (в том числе светомузыкального) в течение всего нынешнего столетия появляется возможность осознать истинное значение его эксперимента. Имя Сюрважа непременно упоминается теперь во всех изданиях по кинетическому искусству, авангардному кино, ему посвящаются отдельные монографии и альбомы (M.Gauthier. Survage. Paris, 1953; L.Survage. Oeuvres. - Lion. 1986). Отдают должное Л.Сюрважу в последнее время и на его родине.

1. Монтаж: театр, искусство, литература, кино. - М.: Наука, 1988.

Опубл. в сб. "Светомузыка на кино- и телеэкране" (тез.докл.), 1989, с.10-12

выход в оглавление