ТЕРМЕНОВСКИЕ ТОРЖЕСТВА... В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

Александр Белоненко,
Михаил Заливадный

В Санкт-Петербурге, родном городе Льва Термена, его столетний юбилей был отмечен широкомасштабным фестивалем искусств. Фестиваль, получивший название "Дни Термена в Санкт-Петербурге", был организован и проведен 24-29 ноября 1996 г. Государственной консерваторией им. Н.А.Римского-Корсакова совместно со Школой-студией электроники, акустики, музыки им. Ипиро Хатояма, Санкт-Петербургским Домом композиторов, Хоровым училищем им. М.И.Глинки, Домом кинематографистов Санкт-Петербурга, Гуманитарным университетом профсоюзов и Санкт-Петербургским Центральным музеем связи им. А.С.Попова.

Фестиваль открылся 24 ноября в Театрально-концертном зале Гуманитарного университета профсоюзов концертом молодых музыкантов, продемонстрировавших разнообразные возможности применения электронно-музыкальных синтезаторов в области фольклорной и джазовой музыки. В тот же день на сцене Театра оперы и балета С.-Петербургской консерватории был представлен балет "Симфония цвета" (сценарий и хореография Анастасии Успенской, музыка Геннадия Белова); в этом произведении электронная музыка, свето-цветовые эффекты и экспрессивная хореография объединились в своеобразное художественное целое.

Соответственно названию фестиваля, существенную часть его программы составила научно-практическая конференция "Лев Термен - пионер электронного искусства", проходившая с 25 по 27 ноября в Консерватории и в Музее связи. Конференция собрала значительное число специалистов по естественным, техническим и гуманитарным наукам и различным видам искусства. Программу первого дня конференции составляли доклады на историческую тематику и воспоминания о Л.С.Термене; второй день был посвящен акустическим, педагогическим и эстетическим проблемам, связанным с научными идеями Термена и его практическими изобретениями в области музыки; главной темой третьего дня был современный этап развития электронной музыки, начиная с середины ХХ столетия.

Лидия Кавина, внучатая племянница Л.С.Термена, выступила 25 ноября с лекцией-концертом "Лев Термен и терменвокс: вчера и сегодня" в Камерном зале С.-Петербургской консерватории. Она рассказала о жизни Термена и судьбе терменвокса и исполнила (вместе с пианисткой Еленой Кравченко) несколько аранжировок классических музыкальных произведений и современных композиций, предназначенных для этого инструмента. На следующий день в Музее связи Лидией Кавиной был проведен семинар, посвященный применению терменвокса в современной музыке и важнейшим проблемам исполнительства и обучения игре на нем.

Определенную параллель к деятельности Термена в области светомузыкального синтеза составила лекция, с которой 28 ноября в Консерватории выступил художник Валентин Афанасьев. Значительная часть лекции была посвящена анализу созданной художником картины "Чакона Баха", которая выставлялась в парижском Салоне в 1995 г. и, в числе других деятелей искусств, привлекла внимание Пьера Булеза. Двумя днями ранее директор Оптического театра Международного центра Рерихов в Москве, Сергей Зорин, показал в Музее связи свой видеофильм о Термене "Ни больше, ни меньше" ("Ne plous ne moeirs" - средневековый девиз рода Терменов на старофранцузском); основу фильма составили интервью, данные Терменом в последний период его жизни.

Апофеозом мемориальной части фестиваля стал знаменитый фильм "Термен: электронная одиссея" кинорежиссера Стивена Мартина (США). Почти непостижимые реальности биографии Термена и его значение в истории электронной музыки раскрываются в фильме благодаря сопоставлению хроникальных материалов, бесед Термена с создателем фильма и комментариев, с которыми выступают видные музыканты ХХ столетия. Фильм был показан в Доме кинематографистов 28 ноября; после просмотра состоялась встреча зрителей с режиссером, приехавшим в Петербург принять участие в фестивале.

В программу "Дней Термена" вошел также ряд музыкальных произведений, созданных на современных профессиональных студиях, в лабораториях и центрах электронной музыки. Из демонстраций этих произведений наиболее значительными были два концерта, состоявшиеся в Доме композиторов (26 ноября) и в Камерном зале консерватории (27 ноября). В первом из этих концертов исполнялись электронные композиции Анатолия Королева, Станислава Важова, Михаила Журавлева из Петербурга, Татьяны Комаровой из Екатеринбурга, Владислава Потапова из Новосибирска (ныне - студента Петербургской консерватории), Збигнева Попельского из Белостока (Польша). Во втором концерте со своими работами (аранжировками и композициями), выполненными на электронно-музыкальных синтезаторах, выступили школьники из Хорового училища им. М.И.Глинки (творческий руководитель работ - Владимир Петряевский). Композитор и педагог из Великобритании Фил Уильямс (Шеффилдский технологический университет), выступая 25 ноября на открытии конференции, передал в дар Петербургской консерватории фирменные дискеты с музыкальными компьютерными программами, разработанными в Массачусетском технологическом институте, университете г.Сан-Диего, Калифорния (США) и в институте ИРКАМ (Париж, Франция).

Представляется, что всестороннее подведение итогов терменовского фестиваля в Петербурге пока что остается задачей будущего. Очевидным, однако, является тот факт, что благодаря мероприятиям фестиваля музыканты Петербурга и ряда других городов, работающие в области электронной музыки, знают о деятельности друг друга больше и лучше, чем прежде. Тем самым "Дни Термена" составили предпосылку для дальнейшего взаимодействия и сотрудничества музыкантов (равно как и специалистов в других областях знаний), принявших участие в фестивале и, таким образом, послужили делу укрепления позиций электронной музыки в современной музыкальной культуре.

Опубл. на англ. языке в "Leonardo", 1998, v.31, N4, p.323

выход в оглавление