"ДЕТИ РИСУЮТ МУЗЫКУ": ЭКСПЕРИМЕНТЫ ДЛЯ ШКОЛЫ БУДУЩЕГО

Ванечкина И.Л.

 

"Визуализация" - слово иностранное, а по-нашему значит: делать видимым невидимое. Наука уже давно пользуется приемами визуализации определенных характеристик электрического, магнитного и всяческих других полей, механических, тепловых и иных неоднородностей. Эти приемы применяются с целью сделать анализируемое явление наглядным, тем самым облегчая процессы его наблюдения, фиксирования и измерения. Обращается к этому удобному приему даже акустика, конкретно, музыкальная Более того, сфера действия этого универсального принципа, если рассматривать его широко, оказывается, охватывает и другие области музыки - уже собственно как искусства (музыкальная психология, художественная педагогика и эстетическое воспитание).

Так, с начала 20 века распространение получает специфическая форма визуализации музыки, производимая уже, так сказать, "от руки", без всяких физических приборов. Ее назвали, как часто это бывает "сгоряча", не очень вразумительным термином: "музыкальная графика". Реально же эта своеобразная методика связана с "зарисовыванием" музыкальных впечатлений любыми живописно-изобразительными средствами, не только графическими, но и красочными (в основном, это абстрактные композиции).

Если обратиться к истории вопроса, впервые эта методика была предложена и использована для целей музыкальной педагогики и психотерапии австрийцем Оскаром Райнером, который обобщил итоги экспериментов в специальной книге "Musikalische Graphik", изданной в 1925 году. В следующем году он основывает в Вене "Общество музыкальной графики" и периодическое издание по этой проблеме. После смерти О.Райнера в 1941 г. его дело продолжили Г.Зюндерманн и Б.Эрнст. С 1962 г. "рисование музыки" было введено в учебный курс венской Академии музыки и изобразительного искусства, а инициативная группа оформилась в небольшой специальный институт, при котором был создан специальный музей лучших "портретов" музыки. Проведенный в этом институте анализ доказывает эффективность и перспективность методики рисования музыки в педагогике. (Итоги деятельности, увы, к сегодняшнему дню прекратившего свою деятельность венского Института музыкальной графики приведены в роскошно иллюстрированной монографии "Klang-Farbe-Gebarde", опубликованной в 1981 г.)

Методика "музыкальной графики" нашла последователей во многих странах мира. В России, точнее, тогда еще в Советском Союзе планомерные эксперименты в этой области были начаты около 20 лет назад именно в Казани под руководством автора статьи, преподавателя КГПУ (тогда еще КГПИ), и проводились затем наиболее планомерно одной из ее учениц - И.А.Трофимовой. Опыты преследовали поначалу, в основном, педагогические цели - проверка эффективности самого метода в обучении музыке и живописи в условиях отечественной школы. С научной же стороны притягательно было исследовать, как именно в рисунках отражается музыка - от отдельных средств музыкальной выразительности (мелодия, гармония, лад, тембр, темп, фактура, динамика) до общего впечатления от разностилевых, разнохарактерных, программных и непрограммных сочинений. Опыты были предварены анкетным опросом детей по следующим таблицам соответствий: ассоциации "день недели - цвет", "месяц - цвет", "цифра - цвет", "гласные буквы - цвет", "чувства - цвет", "тембр - цвет". Опрос выявил - как основополагающую - посредническую функцию эмоциональной оценки в образовании связей во всех этих сопоставлениях, включая и цвето-музыкальные.

Собственно рисование музыки осуществлялось с разделением учащихся на основную (экспериментальную) и контрольную группы. В контрольной велись обычные музыкальные занятия без рисования. В основной группе изучались те же музыкальные произведения, что и в контрольной, но с уже применением метода "музыкальной графики". Предварительно детей знакомили с основными средствами музыки (мелодия, гармония, темп и т.п.) и живописи (рисунок, колорит, композиция и т.д.). Затем предлагалось внимательно прослушать музыку. При активном участии детей проводился разбор ее структуры и содержания. Только после этого дети приступали к рисованию. Контингент - учащиеся 1-10 классов общеобразовательных, музыкальных и художественных школ. Соответственно давалось и время - 15 минут в общеобразовательной школе (в рамках слушания музыки) и 60 минут в специализированных (по нашей особой программе). В некоторых случаях детям предоставлялось время для доработки своих картин во внеурочное время (с дополнительным прослушиванием "зарисовываемой" музыки дома). На разных этапах опыта ставились конкретные задачи по принципу от простого к сложному: например, в направлении отражения формы и содержания. Сначала - рисование простого для восприятия краткого музыкального отрывка, затем - разнохарактерных одночастных программных произведений и, наконец, непрограммных сочинений в двух- или трехчастной форме. Обширный эксперимент был проведен по выявлению цвето-тембровых соответствий через рисование музыки, написанной для различных инструментов соло (скрипка, флейта, клавесин, труба и т.д.) и различных составов оркестра (симфонический, эстрадный и т.д.).

В один из опытов нами был включен просмотр светомузыкального фильма (своего рода ожившей "музыкальной графики") на ту музыку, которую детям предстояло рисовать. Что примечательно, образы показанного им фильма не "навязали" единообразия в рисунках детей.

Наряду с экспериментами с мировой классической музыкой в начале 90-х, уже в плане исследований организованного при АН РТ НИИ "Прометей", были проведены опыты с национальной (татарской) музыкой, отличающейся своеобразием лада, одноголосием и богатством мелизматики. Как и ожидалось, все это нашло отражение и в визуальном воплощении музыки.

Самостоятельные, оригинальные эксперименты, уже чисто в эстетическом и художественном аспекте, были осуществлены И.Трофимовой по заданию руководителя НИИ "Прометей" Б.Галеева в последние годы. Показалось интересным провести занятие с рисованием музыки, которая сама генетически сопряжена с предварительной синестетической трансформацией, - это знаменитый фортепьянный цикл "Картинки с выставки" М.Мусоргского, который сам был инспирирован графикой художника В.Гартмана. К ней, к этой музыке, оказывается, впоследствии вновь обратился художник - на этот раз Кандинский, в своей абстрактной "сценической композиции". В итоге в нашем эксперименте представилась возможность сопоставить и сравнить все это - графику Гартмана, музыку Мусоргского, живопись Кандинского - с детскими рисунками на упомянутую музыку Мусоргского.

Удивительными были в художественно-педагогическим плане и результаты рисования сложнейшей музыки нашей землячки С.Губайдулиной, представленные на международном фестивале "Европа-Азия", проведенном в Казани, в 1998 году.

Все эти эксперименты подтвердили, прежде всего, большую педагогическую эффективность метода "музыкальной графики":

- рисование музыки - творческий акт, требующий самостоятельности мышления и действия, что создает условия для максимальной сосредоточенности, активизации внимания, заинтересованности, снимая в какой-то мере даже проблему дисциплины на уроках музыки.

Юные зрители на одной из выставок
"Дети рисуют музыку".

Композитор Ф.Яруллин. Танец огненной ведьмы из балета "Шурале"
(худ.училище Г.Халилова, 17 лет, 1994г.

- наличие психологической установки на дальнейшее самостоятельное действие в игровой обстановке делает восприятие более чутким и результативным, развивает фантазию и воображение - как в плане музыкального, так и изобразительного искусства.

- cравнительный анализ итогов последующего опроса учащихся по пониманию содержания музыки выявил существенный рост интереса и более высокую эффективность усвоения материала экспериментальных групп по сравнению с контрольными.

- длительность срока проведения эксперимента позволила подтвердить гораздо большую глубину и прочность знания музыки при проверке через несколько лет в экспериментальных классах.

- рисунки детей с отраженными в них содержанием и формой произведения служат своеобразным визуально фиксированным "документом", позволяющим: с одной стороны, судить о глубине восприятия музыки, а с другой - о типологических особенностях личности самих учащихся. Это такой вид "обратной связи", которая недостижима иными средствами (опрос, беседа, анкетирование), причем на каждом уроке и по отношению в каждому ребенку.

Кроме того, сами рисунки детей, как показал опыт проведения наших выставок, уже за пределами целей педагогики представляют интерес как продукты творчества, как самостоятельные, пусть и экзотического свойства "произведения", достойные внимания зрителей (не только детей, но и взрослых), а для специалистов в области психологии искусства и эстетики они могут стать благодатным материалом для изучения специфики искусства в разных ее аспектах. Поэтому они неоднократно обсуждались на разного рода научных форумах, у нас в стране и за рубежом, экспонировались, например, на специальных выставках "Дети рисуют музыку" во время всесоюзных конференций (Казань, 1979, 1986) и на фестивале "Свет и музыка" (1987), на аналогичных всероссийских семинарах и фестивалях 1995, 1996 г. Привлекают они и интерес специалистов по музыкальной психологии - тем, что в них происходит как бы свертывание динамического процесса восприятия музыки в целостный симультанный образ. Подтвердили эти эксперименты и наши научные предположения о закономерностях синестезии, "цветного слуха" (слухозрительных ассоциаций). С уверенностью можно констатировать следующие слухозрительные соответствия: мелодия - рисунок, тембр - цвет, регистр - светлота, тональность - колорит и т.д. Для специалистов в области эстетики - это повод и дополнительный довод в обсуждении проблемы единства искусств.

В каком же отношении находятся результаты этих опытов по рисованию музыки с другими, например физическими приемами визуализации музыки? Видимо, в тех же, которые существуют между психологией и музыкальной акустикой, процессом слуховой перцепции, восприятия искусства и физикой самого звукового процесса. Какова структура, иерархия этих отношений, конкретно, в контексте синестезии, - предмет особого комплексного исследования, суть которого вкратце была представлена Б.Галеевым в серии его статей.*)

Более подробные сведения о "музыкальной графике", о методике "Дети рисуют музыку" изложены в нашей одноименной книге (написанной с И.Трофимовой), которая скоро выйдет в свет как совместное издание редакции журнала "Казань" и издательства "ФЭН" (с большим количеством цветных иллюстраций, чему мы обязаны Фонду Сороса, который финансирует это издание). Следует полагать, что эта книга будет полезна не только педагогам и ученым, но и всем любителям искусства...

__________

*) Эксперименты по "музыкальной графике" за рубежом. - В кн.: Функциональная светомузыка на производстве, в медицине и в педагогике (тез.докл.). - Казань: КАИ, 1988, с.66-68; "Музыкальная графика" как эффективный метод музыкального воспитания. - В кн.: Профессиональная подготовка учителя музыки. - Казань: КГПИ, 1991, с.113-127; "Musical Graphics" as an Instrument for Musicologists and Educators. - Leonardo, 1994, N 5, p.437-439.

Литература:

  1. Лившиц Д.С. Музыка и математика. - Алма-Ата, Изд-во "Казахстан", 1976.
  2. Rainer O. Musikalishe Graphik. - Wien, 1923.
  3. Ernst B. Sunderman H. Die Musikalische Graphik. Wien, 1982.
  4. Галеев Б.М. Человек, искусство, техника (проблема синестезии в искусстве). - Казань, Изд-во КГУ, 1987.
  5. Трофимова И.А. Дети рисуют "Картинки с выставки" М.Мусоргского. - В кн.: Электроника, музыка, свет (тез.межд.конф. - Казань: АНТ, 1996, с.52-55.
  6. Ванечкина И.Л., Галеев Б.М. Сценическая композиция "Картинки с выставки" В.Кандинского. - Там же, с.55-58.
  7. Ванечкина И.Л. Советские музыканты и светомузыка. // Искусство светящихся звуков. - Казань, 1973, с.89-110.
  8. Ванечкина И.Л. и др. Музыкальная графика в школах Казани. // Научно-технический семинар "Синтез искусств в эпоху НТР" - Тез. докл. - Казань, 1987, с.153-154.
  9. Ванечкина И.Л. Эксперименты по "музыкальной графике" за рубежом // Функциональная светомузыка на производстве, в медицине и в педагогике / Тез.докл. - Казань, 1988, с.66-68.
  10. Ванечкина И.Л., Галеев Б.М. "Музыкальная графика" как эффективный метод музыкального воспитания // Профессиональная подготовка учителя музыки. - Казань, 1991. - с.113-127.
  11. Vanechkina I.L. "Musical Graphics" as an Instrument for Musicologists and Educators. - Leonardo, 1994, N 5, p.437-439.
  12. Ванечкина И.Л., Трофимова И.А. Дети рисуют музыку.- Казань, 1999.

Опуб. в журнале "Научный Татарстан". - Казань, 1999, N4, с.36-40, ч/б фото.

выхов в оглавление