Казанское студенческое конструкторское бюро "Прометей" уже почти двадцать лет занимается исследованиями в области светомузыки. За эти годы СКБ накопило уникальные материалы по данной тематике.
Много интересных фактов дал анкетный опрос членов творческих союзов страны. Так, нами были получены сообщения об исполнении "Прометея" Скрябина со светом в 1918 году, в дни празднования первой годовщины Октября.
Нашлись и свидетели опытов пропагандистской деятельности ленинградского энтузиаста Г.И.Гидони. В 1928 году он наме-ревался построить в Ленинграде гигантский зал светомузыки в виде полупрозрачного глобуса покоящегося на конструкции из серпа и молота. В Ленинграде же инженер А.М.Дымшиц предполагал построить светоинструмент в зале Дома печати, а художник М.В.Матюшин пытался создать цветовую систему, опираясь на аналогию с музыкой. Исследованием "цветного слуха" занимались художник В.В.Кандинский, психолог Е.А.Мальцева, музыковеды В.Г.Каратыгин, Г.М.Римский- Корсаков, С.А.Дианин.
Конкретные эксперименты в этой области связаны с именами композитора В.В.Щербачева, изобретателя Л.С.Термена, колориста П.П.Кондрацкого (Тверь), музыканта В.В.Анисимова (Одесса), оптика С.О.Майзеля (Ленинград). СКБ обращалось к поискам более подробных сведений об этих опытах через печать, радио, в своих лекциях.
Много интересных материалов получено нами и от зарубежных коллег. Более миллиона страниц литературы о светомузыке и "цветном слухе" собрано у нас в виде микрофильмов из многих библиотек мира.
Однако при большом интересе к светомузыке сведения о ней оставались малодоступными для широкой аудитории, несмотря на то, что проведено уже четыре всесоюзных конференции "Свет и музыка" и одним только СКБ "Прометей" написано и издано десять книг по истории, теории и практике светомузыкального синтеза.
Своеобразным "справочным пособием" для интересующихся данной проблемой должен стать небольшой музей светомузыки, который открыт недавно в Казанском молодежном центре при общегородской студии "Прометей". Здесь в нескольких экспозициях представлены документы фотографии и другие материалы разных лет, начиная с материалов заседания Российской Академии наук 1742 года, специально посвященного наивной теории "музыки цвета", вплоть до экспериментов последнего времени - с приме-нением лазерной светотехники, цветной электронно-лучевой трубки и ЭВМ. В музее представлено и несколько, действующих светому-зыкальных устройств, а в зале студии периодически демонстри-руются светомузыкальные фильмы отечественного и зарубежного производства.
В кратком и популярном виде история светомузыки изложена и в нашей новой книге "Поющая радуга", содержание которой перекликается с экспозицией музея.
Музеи создан на общественных началах и его жизнеспособность зависит во многом от того, насколько он будет пополняться за счет участия в этом всех интересующихся светомузыкой. Мы с благодарностью приняли бы любые новые сведения и материалы о дореволюционных и довоенных экспериментах, а также документы и данные о современных исследованиях на местах (афиши, билеты программы, газетные вырезки, фотографии). Материалы просим посылать по адресу: 420084, Казань, КАИ СКБ "Прометей". Новые материалы позволят нам расширять экспозицию и как можно полнее отразить в ней становление оригинальной советской школы светомузыкального искусства, начало которой связано с именем великого Скрябина.
Опубл. в ж-ле "Музыкальная жизнь", 1981 №2.