Согласитесь, услышав первый раз слово "светомузыка", "цветомузыка", каждый из нас задумывался: а нельзя ли ее создать путем простой замены звуков (нот) музыки "соответствующими" им цветами? Семь цветов в спектре - семь нот в музыкальной гамме. Через это искушение - решать очень просто сложную проблему - прошла и сама история искусства. В XVIII веке жил да был во Франции монах-иезуит Луи-Бартран Кастель, увлекавшийся научной деятельностью. Будучи сердобольным, он сильно переживал за глухих, лишенных возможности приобщаться к самому божественному из искусств - музыке. Ознакомившись с "Оптикой" Ньютона, где великий физик нечаянно сравнил октаву со спектром - сравнение, заметим, не оправданное ни с точки зрения физики, ни с точки зрения искусства, - Кастель и предложил впервые создавать на основе этой наивной аналогии "музыку для глаз", которую мог бы воспринимать и глухой. |
Кастелем восторгались - за смелость самого замысла, самой идеи "видеть музыку"; над Кастелем смеялись - за трогательную примитивность решения этой идеи. Практически все светохудожники, светомузыканты отвергали ее, но аналогия "спектр - октава" периодически рождалась, чтобы в очередной раз быть отвергнутой. Ситуация весьма схожая с идеей "вечного двигателя".
Недавно еще раз вспомнили о Кастеле и его идеях. На этот раз - как о пожелтевшей странице истории культуры. Но в "книге истории", как известно, лишних страниц не бывает...
Совсем недавно в Клермон-Ферране (Франция) прошла международная конференция "Отец Кастель и его цветовой клавесин". Организаторы мероприятия - местный университет им. Б.Паскаля и Брюссельский свободный университет. Эта конференция в какой-то мере уникальна и знаменательна - ведь специальных конференций такого уровня, посвященных светомузыке, уже давно не проводилось. Лишь до втopoй мировой войны - в 1927, 1930 и 1933 гг. - в Германии прошли внушительные международные конгрессы "Farbe-Ton-Forschungen" с большими выставками, концертами и с последующим изданием трех томов докладов. Десять конференций "Свет и музыка" были проведены в 1967-1992 гг. в нашей стране, ныне России, но они при своих значительных мacштабах ввлючали в себя лишь выступления отечественных докладчиков...
Нынешняя конференция во Франции имела более широкую программу, чем указано в ее названии. Собственно Кастелю, впервые в мире заявившему об идее "мyзыки для глаз", был посвящен первый день конференции. В докладах А.-М.Шоулье "Кастель и его клавесин для глаз" и Д.Барье "Клавесин для глaз отца Кастеля как средство изучения художественного творчества" были изложены основные сведения о пионерской, но механистической по своей сути идее Кастеля, основанной на вере в возможность перевода музыки в цвет. Несколько докладчиков посвятили свои выступления философским, эстетическим, физиологическим, физическим и математическим интересам Кастеля. В докладе К.Херцке о "клавесине для глаз" и "клавесине для обоняния" была предпринята оценка этих "изобретений" Кастеля не только с точки зрения физики, но и как поэтического, эстетического феномена.
Следующий день был посвящен развитию идей "видения музыки" в наши дни. Часть докладов - в основном французских организаторов конференции - была связана с современными экспериментами, продолжающими идеи Кастеля. Другой блок докладов был представлен в основном практиками искусства, теми, кто, признавая пионерский характер самой идеи "видения музыки", полностью исключает исходный принцип "перевода" ее в цвет. В этих позициях были солидарны представители разных стран. А.Волошинов (Россия, Саратов) указал на связь идей Кастеля с пифагорейским учением "гармонии мира". Б.Галеев (Россия, Казань) рассказал о критической оценке "клавесина для глаз" российскими современниками Кастеля и предложил свою концепцию генетических истоков "музыки для глаз", акцентируя внимание на связи светомузыки с искусством музыкального жеста, с танцем. И.Ванечкина (Россия, Казань) сопоставила идеи Кастеля и автора первого светомузыкального произведения "Прометей" А.Н.Скрябина. Обзору собственных экспериментов был посвящен доклад светохудожника С.Зорина "Светомузыка в оптическом театре" (Россия, Москва). Его позиции перекликались с выступлением С.Эскилсона (США), подробно рассказавшего о работах известного американского светохудожника Т.Уилфреда, отказавшегося от любых поисков слухозрительных соответствий в пользу беззвучного светового искусства (люмиа). С демонстрацией светомузыкальных фильмов и рассказом о своей многолетней деятельности в этой сфере выступил немецкий режиссер М.Хюрте (Гамбург). Александра Баранова-Россине (Париж) рассказала о концепции "оптофонии" своего деда, В.Баранова-Россине - русского художника, эмигрировавшего после революции во Францию.
Тематика докладов третьего дня - "Прошлое и настоящее клавесина для глаз". Здесь были представлены выступления французских и бельгийских специалистов, касающиеся различных эстетических концепций и художественных явлений XVIII-XX вв., в какой-то мере инспирированных теми дискуссиями, которые разгорелись в свое время вокруг "клавесина для глаз".
Таким образом, обращение к, казалось бы, чисто единичному, уникальному историческому факту послужило поводом для обсуждения довольно широкого круга проблем, связанных с синтезом искусств, с проявлениями синестезии ("цветного слуха") в литературе, в музыке и, шире, в художественной культуре разных эпох.
Каждый вечер, а порой и параллельно с работой теоретических секций, представлялись и художественные эксперименты в области светомузыки. Внучка художника А.Баранова-Россине продемонстрировала действие светового рояля "оптофон", привезенного из парижского Центра искусств имени Ж.Помпиду. Москвич С.Зорин показал видеозаписи своих композиций "оптического театра". Б.Галеев и И.Ванечкина, кроме собственных работ, представили в видеозаписях обширную мировую ретроспективу светомузыкальных экспериментов, проводимых в XX веке с помощью театральной светотехники, кинотехники, лазерной и компьютерной техники.
Умилительной экзотикой на этом фоне воспринималась демонстрация современных реконструкций "цветового клавесина" Кастеля, подготовленная организаторами конференции. Если сам Кастель предлагал использовать в своем "цветовом клавесине" какие-то "рычаги", "веревочки" и "свечи", сегодняшние французские инженеры осуществляли перевод каждой ноты в цвет с помощью новейшей электроники и компьютеров. Эти светоконцерты a la Castel, конечно, были вполне естественны и уместны в контексте тематики конференции. Но, наблюдая за той увлеченностью, с какой изобретатели современных цветовых клавесинов сопровождали синхронной игрой цветов каждый звук музыки Скрябина, исполняемой специально приглашенным на конференцию немецким пианистом Х.Штегером, можно было невольно проникнуться мыслью: "Уж не верят ли всерьез соотечественники Кастеля в его концепцию цвето-звукового перевода?".
Да и тот факт, что некоторые докладчики неоправданно ставили в один ряд в своих демонстрационных таблицах имена Кастеля и Скрябина как единомышленников в самих принципах создания "музыки для глаз", свидетельствует о том, что дискуссии, разгоревшиеся в XVIII веке вокруг "цветового клавесина" Кастеля, не потеряли актуальности и сегодня. Так чтo конференция была полезной уже и в этом смысле - в понимании рекогносцировки сил сторонников идей "перевода" и сторонников "синтеза" музыки и света на сегодняшнем этапе развития "музыки для глаз".
Oпубл. в ж-ле "Музыкальная жизнь", 1995, N 5-6, c.57-58.