МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ "ПРОМЕТЕЙ-2000"

Базов В.

К античному мифу о Прометее в начале века прибавился миф о скрябинском "Прометее", в партитуру которого автор, впервые в мировой музыкальной практике, ввел партию света (строка "Luce"). Что означают нотные знаки в строке "Luce"? Как исполнять эту партию света? Возможно (и нужно ли) аутентичное ее исполнение? Дискуссии по этим вопросам не утихают по сей день. И ответить на них, оценить значение скрябинского замысла на рубеже веков должна была международная конференция "Прометей-2000", организованная в конце 2000 года в Казани, так сказать, одноименным коллективом - НИИ экспериментальной эстетики "Прометей". Данной свябинской теме было посвящено немало специальных докладов, сопровождаемых показом и анализом многих известных исполнений "Прометея" Скрябина со светом последних лет в других городах мира. Кроме этих видеодемонстраций организатыоры "вживую" представили свою новую версию аудиовизуального концерта "Прометей (Скрябин + Кандинский)". Конечно, содержание пятидневной конференции не исчерпывалось одной лишь "прометеевской" тематикой. Собственно, и у Скрябина идеи "Gesamtkunstwerk" намного шире и разнообразнее, да и у НИИ "Прометей" интересы выходят дальше - в современность, где рядом со светомузыкой, электронной музыкой наличествуют уже совсем экзотические жанры экспериментального искусства - пространственная музыка, абстрактное кино, голография, мультимедиа, "лазериумы", компьютерная анимация, интерактивное искусство. Все это разнообразие новых художественных форм было представлено на конференции в соотнесении с эстетическими прогнозами Скрябина, явленными нам в его замыслах "Мистерии". Целый день был посвящен обсуждению проблем "цветного слуха", синестезии. Всего было зачитано более 60 докладов - из Казани, Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Саратова, а также гостями из Германии, США, Франции, Венгрии. Теоретические доклады сопровождались демонстрационными программами: "Классика светомузыкального искусства", "Светомузыка под открытым небом", "Компьютерная светомузыка". Хозяевами и гостями конференции были проведены концерты для широкой аудитории - с исполнением светомузыкальной "Аллилуйи" С. Губайдулиной, с воспроизведением электронной и конкретной музыки. Были показаны также оригинальные аудио-видео-компьютерные спектакли в жанре сценического мультимедиа.

К началу конференции был издан сборник ее материалов, в конце которого, в приложении представлена вся книжная библиография по светомузыке на русском языке (1742-2000 гг.) и перечень всех докладов, прочитанных на более чем десяти предыдущих всесоюзных, всероссийских и международных симпозиумах, семинарах по светомузыкальной проблематике, проведенных в Казани в последние 30-35 лет.


выхов в оглавление