ИДЕЯ "МИСТЕРИИ" СКРЯБИНА: РАЗВЕДКА БУДУЩЕГО

Ванечкина И.Л.

Обычно вклад Скрябина в новое искусство ограничивают фактом создания световой строки в "Прометее". Но, как показывает наш анализ, идея светомузыки, воплощенная в "Прометее", была лишь частью его грандиозной идеи Всеискусства, или, как он называл ее, - "Мистерии". В "Мистерии" он предполагал использовать синтез многих искусств, как традиционных, так и совершенно новых. Конечно, Скрябин пользовался при этом терминологией, принятой в свое время, и, вместе с тем, он не мог предвидеть конкретных путей технического воплощения своих замыслов. Жизнь внесла свои коррективы в реализацию его прогнозов. Но во многих жанрах и формах сегодняшнего искусства, оказывается, заложены зерна скрябинских идей.

Давайте рассмотрим это на конкретных примерах:

1. Центральная мысль Скрябина заключалась в том, чтобы собрать всех людей мира в одном месте и сделать их участниками небывалого праздника искусств, чтобы преобразовать сознание людей через искусство. Эта идея всеобщей и одновременной причастности к художественной акции воплотилась, но по другому: не люди пришли в одно место, а искусство может идти теперь к людям во все концы мира: через радио, телевидение.

2. У Скрябина было постоянное стремление к расширению звуковой палитры. В своих музыкальных сочинениях он добивался в рамках традиционных средств небывалых звучаний. Мечтал он и о создании новых инструментов с более тонкой темперацией. Все эти идеи реализованы сегодня в электронной музыке. Показательно, что фотосинтезатор звука советского конструктора Е.Мурзина, где октава делилась уже на 72 части и имелась возможность получать любые тембры, был назван "АНС" (аббревиатура: Александр Николаевич Скрябин).

3. Одна из идей Скрябина заключалась в том, чтобы преодолеть статичность музыкантов, заставить оркестрантов двигаться. Теперь это называется  "инструментальный театр". Среди советских музыкантов прием "движущихся инструментов" использовали С.Слонимский в "Антифонах", А.Шнитке в Первой симфонии.

4. Смыкается данная идея с другой, связанной уже с движением не людей, а звуков в пространстве. Это так называемая "пространственная музыка". Экспериментировали в этой области А.Шенберг (оратория "Лестница Иакова"), Э.Варез ("Интегралы" для ударных). Русский инженер Дымшиц в 1927 г. построил металлофон, звучащие элементы которого были распределены по залу и управлялись дистанционно. Нами в Казани создана 24-х канальная установка, позволяющая перемещать звук по любой трактории. Создано специальное сочинение для этой установки - электронная симфония С.Белимова.

5. Движение звука и исполнителей в пространстве сочеталось у Скрябина с разрушением рампы. Скрябин говорил: не должно быть границы между исполнителями и слушателями. Активное вовлечение зрителей в художественный процесс широко используется в современном театре. Крайняя форма явления - хеппенинги.

6. Мечтал Скрябин о "движущейся, текучей архитектуре", о "прозрачных световых колоннах", управляемых музыкантом. Эти мечты находят свое воплощение в современной световой архитектуре, в светомузыкальных фонтанах, где архитектура на самом деле сделалась прозрачной, текучей и светящейся.

7. Следующий и базовый момент Скрябинской концепции - синтез различных искусств: музыки, поэзии, драмы, архитектуры. Причем это синтетическое действо должно разворачиваться под открытым небом. Если судить формально, эти мечты нашли неожиданное воплощение в так называемых спектаклях "Звук и Свет". Это современный вид зрелищного искусства, объединяющий стереофонический радио-театр и световую архитектуру. В ночное время на естественной площадке исторического памятника воспроизводятся события давних лет, дающие иллюзию путешествия во времени. Звуки как бы исходят из тех камней, которые слышали и впитали их, а свет помогает оживить действие, соединяясь в кульминационные моменты с музыкой.

8. И, наконец, имя Скрябина неизменно упоминается в контексте проблемы "космизация искусства". Его музыку называют космической, а самого Скрябина - первым космонавтом в искусстве, открывшим новый художественный мир. Это не случайно. Он сам говорил, что "высшая грандиозность есть высшая утонченность. Межпланетное пространство - вот синтез грандиозности с утончением, с предельной прозрачностью". Он мечтал о том, что небосвод превратится в купол необъятного зала, а естественная среда - восходы и закаты, мерцание звезд, сольются с искусственной художественной средой. На Западе сейчас получило распространение sky-аrt, sun-аrt, в котором естественная и искусственная среда художественно организованы и объединены (Отто Пиене, К.Хенниг и др.). Предлагается зажигать с помощью лазера в верхних слоях атмосферы искусственные натриевые звезды. Нами давно был выдвинута идея искусственного северного сияния, управляемого под музыку скрябинского "Прометея". Известны уже реальные эксперименты по генерированию северного сияния по совместной советско-французской программе "Аракс".

Таким образом, современная практика новых форм и жанров искусства подтвердила жизнеспособность гениальных новаторских замыслов Скрябина, далеко опередивших свой век.

(Доклад был прочитан на немецкомя языке на фестивале "Impakt", Голландия, 1991 г.)

выхов в оглавление