НОРМАН МАК-ЛАРЕН: ГЕНИЙ РУКОТВОРНОГО СВЕТОМУЗЫКАЛЬНОГО КИНО
(обзор иностранной литературы)

Лерман P.В.

Канадский художник и режиссер Норман Мак-Ларен (родился в Шотландии в 1914 г., умер в Монреале в 1987 г.) является сегодня классиком авангардного фильма, который, наверное единственный в этой специфической области кино, прижизненно удостаивался высокого звания "гения мультипликации". Уже его первый фильм (1933), снятый именно в абстрактной манере в Высшей художественной школе в Глазго, где Мак-Ларен учился, был отмечен на I Фестивале любительских фильмов как "наилучший пример чистого фильма". В 1935 г. Мак-Ларен делает фильм "Коктейль цвета" - красочную абстрактную фантазию, в которой использует замедленное движение, игру на цветовом фоне, игру актеров, движение камеры. Фильм делался без звука, но на III Фестивале любительских фильмов в Глазго он шел на фоне такого совершенного звукового сопровождения, что его посчитали звуковым. После фестиваля Мак-Ларена приглашают в Британский центр социальной кинопропаганды, где он работает до 1939 г., создавая полусюжетные, полуабстрактные фильмы по заказу различных ведомств, остроумные, полные фантазии как в смысле названий, так и в решении темы: "Выгодная сделка", "Любовь на крыльях", "Послушное пламя" и т.д. Звуковое сопровождение создавалось непосредственно на пленке, а фильм "Послушное пламя" шел в сопровождении "Дивертисмента" Дж.Ибера. С самого начала своего творческого пути Мак-Ларен экспериментирует с рисованным изображением, нанося его кадр за кадром непосредственно на пленку, с которой смыта эмульсия. Результаты получались обнадеживающими: на экране появлялась движущаяся искрометная абстракция, замечательная своим ритмом и образностью.

В 1939 г. Мак-Ларен едет в США, где ставит серию коротких, от двух до шести минут, уже чисто абстрактных фильмов "Аллегро", "Румба", "Очки", "Петли" и т.д.

В 1941 г. в Канаде создается Национальный киноцентр, куда приглашен работать и Мак-Ларен. Его первые канадские работы являются примером удивительного остроумия при создании рекламных фильмов. Самым известным фильмом Мак-Ларена раннего канадского периода был фильм "Танец курочки" по мотивам народных песен Канады (1942).

Здесь использовалась техника постепенного перекрытия, наслоения и трансформации образов, которую Мак-Ларен случайно открыл пpи работе над фильмом "Звезды и полосы" (1959), когда произошло незначительное смещение одного из цветовых планов. "Звезды и полосы" - это красно-сине-белая фантазия на тему американского флага в сопровождении одноименного марша Сарса.

Все фильмы этого периода связаны вполне конкретными coциальными заказами, выполненными как реклама различных ведомств, но принципы художественного решения, технология изготовления фильмов оставались оригинальными, без обращения к традиционной документалистике. В этом заключается суть новаций Мак-Ларена. Единство сюжета, метода и формы в работе Мак-Ларена дает нам поразительный пример истинно творческого экспериментирования, и кредо его работы отражено в его высказывании: "Мультипликация - искусство не рисунков, которые движутся, а искусство движений, которые нарисованы". Именно этот принцип позволял ему отказываться порою от цвета и решать изобразительный ряд фильма в черно-белой гамме, либо использовать минимальное количество цветов, не вкладывая в окраску особой нагрузки.

Другой уникальный прием, разработанный этим прирожденным экспериментатором,- рисованный на пленке звук. Для озвучивания фильмов не использовались ни музыкальные инструменты, ни существующие механические или оптические устройства. Применялись лишь традиционные орудия художника; чернила, кисть, перо. Конечный результат определяли количество и ширина линий на фонограмме, их частота и интенсивность, величина точек и т.д. Составленный Мак-Лареном своеобразный каталог звуков позволил в итоге получать не только шумоподобные эффекты, но и чисто музыкальные звучания, имитирующие и небольшой оркестр, и совершенно фантастические космические голоса. Позднее, в конце 40-х годов, Мак-Ларен пользуется уже другим способом озвучивания фильмов: зафиксированные заранее на фотопластинках отдельные оптические фрагменты звуковых волн в необходимой последовательности переносятся на фонограмму киноленты. Этот способ разрабатывался Авраамовым, Янковским и Воиновым в СССР и Р.Пфеннингером в Германии в 30-е годы. Такой синтетический звук художник сочетал, как правило, с обычной записью звука на пленке. Работал художник и в традиционной манере - с обычной кинокамерой, вводя живых актеров, а иногда и предметы, в покадровую съемку и работая с ними, как с манекенами, фиксируя на пленке лишь конечные движения, в результате чего на экране наблюдается интересный эффект скользящего движения. Так был создан фильм "Соседи" (1952), отмеченный премией Оскар. Фильм "Кругом, так кругом" (1950) Мак-Ларен снимал с экрана осциллографа также обычной камерой, кадр за кадром запечатлевая развитие абстрактных электронных образов.

Вероятно, самым удивительным из последних экспериментов Мак-Ларена является "прерывистая мультипликация", основанная на открытии Мак-Лареном того факта, что необязательно видеть каждый кадр фильма, чтобы поддерживать иллюзию непрерывного движения. Наше восприятие связывает отдельные изображения, и поэтому художник-мультипликатор может рисовать изображения не на каждом кадре, а, например, только на каждом третьем или четвертом. Эта необычная техника была использована в фильме "Кровавая мишень" (1955). То, что "происходит" между кадрами, считает он, намного важнее того, что существует на отдельном кадре. Следовательно, мультипликация или "оживление" неподвижных изображений - это искусство манипулирования невидимыми черными промежутками между ними.

Одной из наиболее зрелых работ художника является фильм "Прочь, скучные заботы" (1949). Состоит из трех частей, идет в coпровождении "Трио" Оскара Петерсона. Мак-Ларен игнорировал раскадровку пленки и рисовал прямо в длину киноленты. Первая часть - регтайм с движущимися цветными пятнами. В какие-то краткие мгновения улавливаются намеки на конкретные формы (дом, птица, звезда), они быстро преобразуются в абстрактные. Самой выразительной является средняя часть на мелодию блюза для пианино и контрабаса. Звуки контрабаса - черные и белые нотные линейки, они сходятся, расширяются или сужаются в зависимости от высоты, длительности или силы звука. Партию фортепиано исполняют сверкающие белые точки. Третья часть - быстрая фуга в сопровождении цветовых структур. Мак-Ларен говорил по поводу этого фильма: "В музыке для меня важнее всего движение, важнее инструментовки, окраски или гармонии. Движение является посредником между образом и звуком".

Подлинным шедевром светомузыкальной мультипликации стал фильм Мак-Ларена "Горизонтальная линия", снятый в 1962 г. на музыку П.Сигера для флейты и банджо. В фильме - минимум выразительных элементов: голубой фон и в центре его горизонтальная светлая линия, быстрое, чарующее движение которой удивительно соответствует ритму музыки, создавая ощущение простора и полной гармонии слуховых и зрительных образов.

Опубл. в сб. "Светомузыка на кинои телеэкране" (тез.докл.), 1989, с.27-29

выход в оглавление