Магницкая Е.А.
Творческая интерпретация Космоса.
- Москва: Российская академия музыки, 1996. - 156
с.
ISBN 57196-0341-7
Сегодня в России пришло время странных книг, - научных по своему жанру, по форме изложения, но, так сказать, "метафорических" по содержанию. Таковой является и рецензируемая книга. Она посвящена теме воплощения космоса в музыкальном искусстве.
Первая глава книги называется "Энергетизм научного и художественного мышления". В ней раскрывается "специфика энергетического подхода" применительно к анализу музыкальных произведений, при этом процесс художественного творчества трактуется автором как "творческая синергия композитора космосом".
Здесь автор пытается показать и доказать, что художественные произведения музыкального авангарда последних десятилетий - это "результат воздействия на композитора энергетической информации физического космоса", в ходе чего будто бы осуществляется "восприятие этой информации композитором через психологические эквиваленты" и, на последнем этапе, происходит ее последующее "кодирование в музыкальном материале".
Автор книги - музыковед, причем женщина и, вероятно, весьма привлекательная. И поэтому пикантными, но вполне простительными выглядят привлекаемые ею попутные рассуждения из области точных наук. Так, в объяснение своей концепции Е.Магницкая напоминает о космологической гипотезе возникновения нашей вселенной из "большого взрыва". Любой взрыв, считает она, сопровождается звуком. Отсюда и ее глубокие выводы о насыщенности космоса звуком, о реальном наличии "музыки сфер" в космосе! Таким образом, автор убедительным образом доказывает, что наряду с "женской логикой" может существовать и "женская физика"...
А если без шуток, на основе метафор и аналогий автор делает довольно тонкие наблюдения и приходит к следующим теоретическим результатам: если в современной музыке новая композиторская техника "пуантилизма" рождена отражением "энергетических импульсов космоса" (например, музыка А.Веберна), то "сонористика", соответственно, - это музыка "энергетических потоков" (произведения К.Штокхаузена, Д.Лигети).
В следующей, второй главе "Время и вечность в музыке и проблема целокупного мышления" проводится исследование временного и вневременного в музыке сквозь призму философско-мировоззренческого и семиотического понятия "картина мира". Здесь дается довольно подробная расшифровка художественных образов и символов, средств выражения, воплощающих идею вечности в музыке .. Ей Богу, я бывший физик по образованию, но мне приходится разводить руками в растерянности, когда читаю такие удивительные рассуждения автора: "Музыка отчасти побеждает время, в силу того, что она обладает энергией времени, его плотностью. А плотность времени, как известно, уменьшает энтропию и препятствует разрушительным силам. Следовательно, можно говорить об излучении музыкальной материей дополнительного времени"! Может быть, это поймут наши читатели...
В третьей главе "Единство макро- и микрокосмоса и проблема многомерного мышления" показано, что именно в современной музыке идея единства макро- и микрокоcмоcа является основой композиционного метода. Здесь все логично - если согласиться с исходными положениями автора...
B итоге Е.Магницкая приходит к вполне "ожиданному" и достоверному выводу, что космос стал одним из существенных объектов творческой интерпретации в музыке ХХ века, при этом "музыкальный космос" являет собой некую модель, в которой художественные смысл, образы, символы, и все другие средства выражения воссоздают различные явления космической реальности.
Книга снабжена обширной библиографией на разных языках мира - по философии, теологии, эзотерике, космологии, истории и теории музыки. В конце книги приводится специальный и внушительный каталог музыкальных произведений, посвященных теме космоса (Ч.Айвза, О.Мессиана, П.Булеза, Э.Вареза, А.Шнитке, М.Кагеля, Э.Денисова, Д.Кейджа, К.Пендерецкого и др.) с большим количеством нотных примеров. И уже только в этом заключается несомненная ценность рецензируемого издания.
Можно при этом, конечно, не соглашаться или соглашаться с логикой конкретных доказательств автора на естественно-научном уровне. Но в той же мере, подобно тому, как убедительны в поэтическом смысле любые высокие аналогии типа "женщина - это вершина бытия", "женщины - это цветы жизни", так же правомерны и любые концептуальные рассуждения, построенные на сопоставлениях "музыка - космос", "музыка - Вселенная". Особенно, если это сделано красиво и с изяществом...
Галеев Б.М.