Юрий Линник.
Путь к Плеядам: Русские художники-космисты.
- Петрозаводск: Святой остров, 1995. - 286 с.
ISBN 5-87339-024X
Автор рецензии - Галеев Б.М.
E-mail: galeyev@prometey.kcn.ru

Юрий Линник.
Хрусталь Водолея: Книга о художнике Б.А.Смирнове-Русецком.
- Петрозаводск: 1995.- 231 с.
ISBN 5-87339-028-2
Автор рецензии - Галеев Б.М.
E-mail: galeyev@prometey.kcn.ru

Автор рецензируемых книг Ю.Линник уже известен читателям журнала - и как поэт, и как философ, специалист по эстетике. Известен его замысел создания Музея космического искусства в Кижах, который он планировал создать на базе собранной им коллекции работ художников-космистов группы "Амаравелла". Увы, музей с сотнями живописных полотен и графических листов пока до сих пор базируется штабелями в небольшой квартире Ю.Линника в г.Петрозаводске, а продвижение космического искусства к людям осуществляется им, в основном, посредством своих многочисленных публикаций, через издательство "Святой остров", которое, увы, тоже находится пока в той же двухкомнатной профессорской квартире - причем он, профессор Линник, издает Слава Богу, только работы собственного сочинения! Но их, замечу, немало, за годы "перестройки" им опубликовано, наверно, около сотни разных собственных (!) изданий - это и сборники стихов, и фантастическая проза, и книги о всех основных мировых религиях. Выходит в свет даже персональная газета под скромным названием "Юрий Линник"! Может возникнуть вопрос - не графоман ли наш уважаемый доктор эстетики? Но если это графомания - то высокая графомания человека, который безумно рад тому, что нет, наконец, никакой цензуры. И теперь можно писать и печатать самому все, что хочется!.. И, главное, теперь, наконец, можно свободно рассказывать о любимых художниках-космистах, чья группа "Амаравелла" была создана в послереволюционной России в начале 20-х годов, но после, в сталинские времена, была разгромлена и на долгие годы была предана забвению.

Эти художники были в авангарде своего времени и их творчество питалось, с одной стороны пафосом научно-философских идей русских ученых-космистов - Н.Федорова, К.Циолковского, В.Вернадского, А.Чижевского, а с другой стороны, они следовали в русле известных художественных исканий таких своих соотечественников, как Н.Рерих, В.Кандинский, М.Чюрленис...

Впервые Ю.Линник познакомился с творчеством представителей "Амаравеллы" на казанской конференции "Свет и музыка" в 1975 году (где были представлены выставки привезенных из Москвы работ художников В.Черноволенко и А.Сардана). И понятно, что именно им, прежде всего были посвящены первые "амаравелловские" публикации Линника. (Серию докладов и статей ему удалось, кстати, осуществить еще в советские времена, - и не только в казанских сборниках).

В 1993 году он публикует прекрасно изданный альбом "Соната Ориона: Книга о художнике-космисте В.Т.Черноволенко". А в 1995 году вышли сразу уже две "амаравелловские" книги, которые и рецензируются мною здесь.

Первая книга повествует о самой группе "Амаравелла", о генетических связях ее с абстрактным искусством, с музыкой (Вагнером, Скрябиным), с идеями синтеза искусств. Затем отдельный раздел посвящен основателю "Амаравеллы" П.Фатееву (1892-1971), пионеру жанра космической живописи в России. И еще в двух отдельных разделах рассказывается о творчестве А.Сардана (1901-1974) и о трагической судьбе С.Шиголева (1895-1942?), который погиб неизвестно где и когда после ареста его НКВД...

Для каждого из этих художников Ю.Линник подготовил отдельный монографический очерк по жизни, мировоззрению и творчеству. Затем он прилагает в конце этих очерков свой фантастический рассказ, в мысленном эксперименте переносящий идеи и творчество каждого из этих художников в будущее. И каждый из этих художников удостаивается (в конце соответствующего раздела) - стихотворного гимна, специально написанного самим Ю.Линником! Книга снабжена большим количеством цветных и черно-белых иллюстраций по каждому художнику...

Вторая книга выполнена тоже в подобном неожиданном издательском жанре, но она уже целиком посвящена одному из членов "Амаравеллы" - Б.Смирнову-Русецкому (1905-1993). Среди членов этой группы он, наверно, самый тонкий, "прозрачный", изысканный и философичный. Он, наверно, самый близкий к творчеству великого русского художника Н.К.Рериха, чьим именем, напомню, и хотел назвать Ю.Линник организуемый им в Петрозаводске Музей космического искусства.

Можно надеяться, что эта небольшая рецензия позволит получить читателям какое-то, пусть самое общее, впечатление не только о менее известных художниках из группы "Амаравелла", но и, вместе с тем, о современном нам интересном человеке, теоретике и пропагандисте космического искусства Юрии Линнике.

Опубл. в ж-ле "Leonardo", v.31, 1998, N 4, p.329; в электронном ж-ле "Leonardo Digital Reviews", Apr., v.6, 1998,  N 3)

выхов в оглавление