ЛАЗЕРНЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ СКБ "ПРОМЕТЕЙ"

Галеев Б.М.
В статье изложены некоторые сведения о лазерных устройствах зрелищного назначения с их типологизацией по используемым физическим принципам. Приводятся примеры собственных разработок автора.

Каждое новое техническое средство, осваиваемое искусством в качестве своего инструментария, после долгих поисков методом проб и ошибок открывает свою специфическую область применения, где его возможности раскрываются в полной мере и наиболее органично. Для света, излучаемого оптическими квантовыми генераторами (ОКГ) таковой художественной формой являются "лазериумы" - аудиовизуальные, светомузыкальные зрелища, проводимые обычно под искусственным "небосводом" планетариев [1,2]. Известны также попытки использования лазеров и в драматическом, музыкальном театре, но здесь его необычные свойства привлекаются обычно лишь в качестве своего рода "пряной приправы" к традиционной световой палитре, и эта экзотичность особенно активно эксплуатируется эстрадой и дискотекой, никогда не чурающихся эклектики [3-5].

В лазериуме же все целиком построено на максимальном выявлении возможностей излучения ОКГ. У СКБ "Прометей", которым я руковожу, уже давно установлены контакты с пионером "лазериумов", американским светомузыкантом, президентом фирмы "Laser Images Inс". Айваном Драйером (Ivan Dryer), имеется множество видеозаписей его лазерных программ и его коллег из разных стран, включая и лазериум в г.Будапешт (где автору удалось увидеть все это уже "живьем"). На основе знакомства с данным материалом и, прежде всего, на основе собственного опыта, на котором я буду особо акцентировать внимание, можно сделать следующие выводы.

Итак, на данный момент определилось три основных приема использования лазерного света в художественных целях (исключая голографию):

а) оперирование лазерными лучами в пространстве;

б) получение интерференционных картин на плоскости;

в) формирование контурных графических образов путем быстрого сканирования лазерным лучом по экрану.

Метод "а" основан на восприятии самого луча мощного лазера в запыленном (задымленном) воздухе. Используя многократное отражение тончайшего луча от зеркал - статических и подвижных, - можно строить своего рода динамическую световую архитектуру, с мгновенными трансформациями этих бесплотных лучевых конструкций - "паутина", "веер", "световой занавес", "конус", "стрелы", "полог", - получаемых с помощью вращающихся двусторонних зеркал, а также зеркальных шаров, цилиндрических призм, пирамид, скошенных вращающихся отражателей с меняющимся углом и т.д. Чаще всего получение этих лучевых образов сопряжено с периодическим прерыванием луча, т.е. с наличием своеобразного строб-эффекта, привлекательного порою уже само по себе. Без строб-эффекта подобные образы типа "веера" получаются при использовании дифракционных решеток, расщепляющих свет на несколько лучей (решетки с разным шагом, разным профилем нарезки, просветные и отражающие, статические и вращающиеся, совмещаемые друг с другом в разных комбинациях). Обязательным в лучевых установках является наличие быстродействующего коммутатора с набором поворотных полупрозрачных и отражающих зеркал, позволяющих добиться оптимального и разнообразного использования света одного лазера [6]. Лучевая архитектура естественна в сочетании с собственно архитектурой, что определяет использование этого метода не только в интерьере зрелищных залов (конкретно, планетариев, театров), но и под открытым небом (здесь необходимая мощность лазерного света измеряется уже десятками ватт).

Метод "б" основан на использовании "случайной фазовой модуляции", когда луч лазера, проходя через оптически неоднородную среду, преломляется в разных точках прохождения под разными углами, и результирующая интерференционная картина на экране меняется в контурах и фактуре в зависимости от любых изменений этой среды. В роли этой среды, прежде всего, могут выступать твердые прозрачные вещества (движущиеся пластины с неоднородной фактурой - обычно это круглые диски, помещенные во вращающуюся кассету) [7]. Имея набор подобных кассет, заряженных в револьверную головку (рис.1), можно исключить элемент "случайности" путем опытного подбора необходимых зрелищных эффектов. Иногда здесь используется и дополнительная линзовая оптика - микрообъективы для предварительной концентрации либо расширения светового поля. Иногда уже на выходе луча помещаются проекционные объективы (трансфокаторы), работающие в традиционном режиме. Возможно совмещение с подобными приемами формообразования и дифракционных решеток, помещенных в те же кассеты (для размножения изображения - см. рис.2), криволинейных отражателей или крупных движущихся линз (для запланированной деформации световых образов).


Рис. 1. Револьверная головка с вращающимися кассетами. В каждой кассете находятся формообразователи - диски из прозрачного материала. Этих дисков может быть два, они вращаются соосно в разном направлении. Вместо одного из формообразователей можно помещать дифракционную решетку

 


Рис.2. Результат действия дифракционной решетки на интерференционное изображение

Кроме твердых пластинок из прозрачного вещества, луч можно пропускать через тонкие слои стекающей жидкости либо через газы и пары. Остановимся подробнее на последнем приеме, испытанном в СКБ "Прометей" [8]. На рис. 3,а показано отражение лазерного луча от зеркала. Если это зеркало напылено на лавсановой пленке, под воздействием луча (нагревание и т.д.) пленка начинает прогибаться и, действуя как выгнутый отражатель, как линза, она раскидывает, размывает луч (рис. 3,б). Этим задается на экране общий контур и общая "волокнистая" фактура изображения. Но если лазер достаточно мощный (1 Вт и более), то от нагревания вначале начинает испаряться лавсан, а затем и сам металл покрытия. И отраженный луч теперь проходит через струящиеся пары, и это струение, эти оптические неоднородности раскаленного газа визуализируются в виде сложнейшей и тончайшей структуры "истечения", пронзительного "фонтанирования", "взрывов" внутри исходного образа. Если пленка неподвижна, то луч в конце концов прожигает пленку (рис. 3,в). Поэтому пленку нужно медленно перемещать (двигать, вращать) перед лучом. При этом плавно изменяется и само изображение и его фактурное заполнение. В итоге получаются фантастические картины, похожие на ожившие "галактики", "космические облака" и т.д. (рис.4,5), которые заметно меняются от скорости движения пленки, материала, из которого она сделана, и дополнительного покрытия (тонкий слой канифоли, вазелина, глицерина и т.д.).

Рис.3. Схематический рисунок, поясняющий получение лазерных световых эффектов с помощью зеркальной лавсановой пленки.

 


Рис. 4-5. Световые эффекты, полученные с помощью прожигаемых зеркальных лавсановых пленок.


На основе освоения этих приемов в СКБ "Прометей" сконструирован светоэффектный лазерный проектор (рис. 6). Зеркальные пленки вырезаются в виде диска и устанавливаются во вращающуюся обойму. Луч лазера при малых скоростях вращения пленки прожигает ее (см.снова рис. 2,в). И чтобы он не "пропадал зря", за первым диском помещен второй такой же диск, а если прожигается и эта вторая пленка, луч попадает на третий диск. Так как в точках прожигания световое отражение частично сохраняется, то от одного луча можно получать три самостоятельных световых изображения. Все эти обоймы с пленкой размещены на платформе, которая перемещается поступательно с очень малой скоростью. Таким образом в итоге луч прожигает на пленке спираль, чем достигается максимальное использование всей площади пленки. Изменяя скорость вращения пленки и движения несущей платформы, меняя углы наклона каждой обоймы, достигаем большого разнообразия световых эффектов на экране.



Рис.6. Светоэффектный лазерный проектор с тремя дисками из зеркальной лавсановой пленки
(констр. данного блока - Рустем Сайфуллин).


Получаемые всеми этими способами интерференционные картины, основанные на методе "б", используются в основном для создания фонов, на которые проецируются обычно рисунки лазерной графики (рис. 7).


Рис.7. Совмещение интерференционного
метода с лазерной графикой.

Для получения таких рисунков используется метод "в" . В простейшем виде его можно представить как действие электромеханического осциллографа, в котором вместо электронного луча используется тонкий луч лазера [9]. Развертка осуществляется парой небольших малоинерционных зеркальных отражателей (сканеров), колеблющихся с частотой несколько сот герц, либо иногда с помощью оптических дефлекторов (но у них намного меньше угол развертки). Наиболее очевидна при этом возможность генерирования фигур Лиссажу разной сложности, как и в обычном осциллографе. Нo при получении более сложных сигналов на входе сканера с помощью ПЭВМ, возможно воспроизведение на экране и других любых контурных рисунков (абстрактных и конкретных), которые, соответственно, могут быть оживлены методом мультипликации (рис. 8). Для оборудования рабочего места художника могут быть использованы различные способы ввода графической информации (от "мыши" до "светового пера"). Но основной запас рисунков в серийных устройствах для лазериумов обычно прилагается в виде соответствующих программ с возможностью их наращивания. Неотъемлемым элементом таких устройств является модулятор по яркости и дополнительный сканер, разворачивающий результирующее изображение с медленной скоростью (по любой траектории). Иногда, для орнаментального размножения рисунка, здесь также используются дифракционные решетки, одинарные или сдвоенные, статические либо вращающиеся (рис. 9). Модификацией данного метода является получение картин с телевизионной разверткой лазерного луча (для этого используются оптические дефлекторы). Но этот прием получения изображения малоэкономичен по световому выходу и поэтому в лазериумах обычно не используется. (См. о методе "в" подробнее в [10,11].)


Рис. 9. Размножение графического образа с помощью сдвоенных дифракционных решеток.


Рис. 8. Мультипликационный Микки-Маус, воспроизводимый в экспериментах СКБ "Прометей" на фасаде небоскреба с расстояния 750 м (мощность лазера 4 Вт).

Первые "лазериумы", как известно, получили начало в США после официальной премьеры 19 ноября 1973 г. (Лос-Анжелес, Сан-Франциско, Майами, Денвер, Сент-Луис, Сиэтл, Сан-Диего, Нью-Йорк, Бостон и т.д.). Затем они открылись в Канаде (Торонто, 1975), Японии (Киото, 1976), Англии (Лондон, 1977), Венгрии (Будапешт, 1980) и в других странах. Кратковременная попытка превратить в "лазериум" Московский планетарий была предпринята в 1980 г. Серийной аппаратуры подобного назначения в государствах бывшего СССР пока не выпускается, в отличие от США, например, где их разработкой и тиражированием занимается не один десяток фирм [12-13].

Сейчас СКБ "Прометей" передает свои макеты и документацию по лазерному комплексу на один из казанских заводов, который планирует освоить серийный выпуск подобной аппаратуры для стран СНГ. Как бы ни сложилась ситуация с серийным выпуском, разработанные в СКБ "Прометей" лазерные устройства предполагается использовать в сферическом зале будущего аудиовизуального центра казанской консерватории [14].

Литература:

  1. Галеев Б. М. Лазериум - новый вид зрелища (технический обзор. - В кн.: Светомузыка в театре и на эстраде /Научн.-практ.семинар: Тез.докл. - Казань: КАИ, 1991, c.105-108.
  2. Галеев Б. М.Луч - художник. - Техника - молодежи, 1990, 2, с.5-7.
  3. Галеев Б. М., Сайфуллин Р. Ф. Светомузыкальные устройства. - М.: Энергия, 1978. - 128 с. (см. с.58-60,128).
  4. Галеев Б. М., Сайфуллин Р. Ф. Техника дискотеки: Методические рекомендации. - М.: АПН СССР, 1983. - 152 с. (см. с.115-123).
  5. Галеев Б. М., Зорин С. М., Сайфуллин Р. Ф. Светомузыкальные инструменты. - М.: Радио и связь, 1987. - 176 с. (см. с.90-97).
  6. Козырев В. М. и др. Светоэффектное развертывающее лазерное устройство. - В кн.: Свет и звук в архитектуре /Научн.-практ. семинар: Тез.докл. - Казань: КАИ, 1990, с.62-64.
  7. Сайфуллин Р. Ф., Лерман Р. В. Сценический лазер фирмы "Сименс". - В кн.: Светомузыка в театре и на эстраде /Науч.-практ. семинар: Тез.докл. - Казань: КАИ, 1991, с.103-105.
  8. Галеев Б. М. и др. Светоэффектное лазерное устройство. - В кн.: Свет и звук в архитектуре /Научн.-практ.семинар: Тез.докд. - Казань: КАИ, 1990, с.58-62.
  9. Шумилов А., Жиганов Е. Лазерный светоинструмент. - Сценическая техника и технология, 1983, 1, с.21-24.
  10. Букатин B. П. Установки лазерной графики (обзор зарубежных работ). - В кн.: Свет и звук в архитектуре /Научн.-практ.семинар: Тез.докл. - Казань: КАИ, 1990, с.52-56.
  11. Гимазутдинов O. K. и др. Система лазерной компьютерной графики.- В кн.: Светомузыка в театре и на эстраде /Научн.-практ.семинар: Тез.докл. - Казань: КАИ, 1991, с.86-88.
  12. Доленко И. В. Лазерные установки фирмы "Technological artisans". - В кн.: Светомузыка в театре и на эстраде/ Научн.-практ. семинар: Тез.докл. - Казань: КАИ, 1991, с.109-110.
  13. Доленко И. В. Лазерная система "Summa Star" (реферативная информация). - В кн.: Светомузыка в театре и на эстраде /Научн.- практ.семинар: Тез.докл. - Казань: КАИ, 1991, с.98-100.
  14. Галеев Б.М.  Лазериумы под куполом планетария. - Техника кино и телевидения, 1992, N 10, с.62-64.
Опубликовано в журнале "Leonardo", 1994, Vol.27, No.5, pp.405-408. (на англ.яз.)
выхов в оглавление