ТЕРМЕНОВСКИЕ ТОРЖЕСТВА... В КАЗАНИ

Ирина Ванечкина

Завершила юбилейные торжества, начатые в Москве и С.-Петербурге, международная конференция "Электроника, музыка, свет", также посвященная памяти Л.С.Термена и проведенная в столице Татарстана. Ее организатором выступил казанский НИИ экспериментальной эстетики "Прометей" (9-14 дек.1996 г.). В отличие от петербургского и московского мероприятий здесь основательно и широко была представлена научная программа (о чем можно судить хотя бы по опубликованному сборнику материалов, содержащему 300 страниц). Первый день конференции был связан с анализом и оценкой деятельности самого Термена - отдельные доклады были сделаны о его знаменитых музыкальных инструментах "терменвокс", "терпситон", "ритмикон", системе дальновидения, охранной сигнализации и т.д. На следующий день были представлены доклады, посвященные развитию новых видов искусства, связанных с использованием современной техники (электронная музыка, светомузыка, пространственная музыка, голография и т.д.). В третий день обсуждались технические разработки, продолжающие идеи Термена (несколько новых вариантов терменвокса, светомузыкальных автоматов и т.д.). И, наконец, целый день был отдан выступлениям по тематике "Компьютеры и искусство", в которых наибольший интерес вызвали обзоры компьютерных экспериментов казанских и московских ученых по преобразованию графического рисунка, графического движения в мелодию (что весьма близко напоминает принцип звукоизвлечения в терменвоксе). Полезным было общение руководителей компьютерных студий из консерваторий разных городов России (Москва, Санкт-Петербург, Казань, Екатеринбург)...

Довольно обширной была и демонстрационная программа. В вечерние часы участникам конференции были представлены кино- и видеодокументы с кадрами о Термене. Хозяева конференции показали видеофильм "Советский Фауст" и на отдельном концерте представили на суд зрителей свои композиции "пространственной музыки". В ходе конференции состоялась премьера световой постановки произведения "Аллилуйя", написанной знаменитой землячкой "прометеевцев" С.Губайдулиной (она сама предусмотрела здесь партию цвета, и до этого вместе со светом "Аллилуйя" исполнялась лишь в США). Две москвички, Лидия Кавина и Ольга Миланич, выступили с концертами на терменвоксе перед студентами разных вузов Казани, на телевидении. На другом варианте терменвокса играл перед участниками конференции Михаил Заливадный из Санкт-Петербурга. Но самым впечатляющим был сборный, сводный экспериментальный концерт "Электроника, музыка, свет", проведенный 12 декабря в новом концертном зале консерватории. Кроме музыки, исполняемой вживую на терменвоксе, здесь были представлены в записи композиции электронной музыки С.Рычкова (Казань), С.Крейчи (Москва), В.Ульянича (Москва), М.Афанасьева (Кишинев), Т.Комаровой (Екатеринбург). Экзотичным украшением концерта прозвучала композиция москвича В.Колейчука "Электронная музыка ... без электроники", воспроизводимая с помощью металлических звуковых скульптур. Хозяева представили на суд слушателей и зрителей свою новую версию световой симфонии Скрябина, созданную на основе живописных работ художника В.Кандинского...

На последнем заседании руководитель Оргкомитета конференции Булат Галеев проинформировал всех о том, что заключительный аккорд юбилейной "Терменианы" прозвучит в самом конце 1996 года в США, где в журнале "Leonardo music journal" (v.6) подготовлена и выходит в свет спецрубрика, посвященная 100-летию пионера электронного искусства.

Опубл. на англ. языке в журнале "Leonardo", v.31, 1998, N4, pp.322-324)

выход в оглавление