ЮБИЛЕЙНЫЕ ТЕРМЕНОВСКИЕ ТОРЖЕСТВА ...В МОСКВЕ

Лидия Кавина

Конференция под названием "Дни Термена", посвященная 100-летнему юбилею Льва Термена, пионера электронной музыки, была проведена в Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского 14-19 октября 1996 года.

Лев Сергеевич Термен работал в лаборатории музыкальной акустики Московской консерватории в 1964-1967 годы. Эксперименты Термена с электронной музыкой, которые он проводил в этой лаборатории, вызывали восхищение и новые творческие идеи у студентов и профессоров консерватории. Резко негативная реакция была на это у администрации данного учебного заведения, которую не устраивали ни подобные поиски новых путей в искусстве, ни наличие в стенах этого учреждения бывшего репрессированного. Лишь в 90-х годах появилась возможность организовать в тех же стенах студию электронной музыки под названием "Термен-центр".

Именно Термен-центр выступил организатором этой интернациональной творческой акции. И "Дни Термена" прежде всего познакомили своих слушателей с музыкой для терменвокса во всем ее стилистическом разнообразии, а также с различными аспектами возрождения этого уникального инструмента в наши дни, проблемами исполнительства на нем и его технического воспроизводства. Кроме того, на конференции рассказывалось и об удивительной жизни самого Л.С.Термена, его творчестве и развитии его идей сегодня. Конференция проходила в переполненных аудиториях.

Почетным гостем "Дней Термена" стал американский доктор Роберт Муг, который провел два семинара, рассказывая о значении изобретений Термена в развитии аналогового синтезатора, о новых инженерных разработках терменвокса в своей фирме "Big Briar inc".

Неожиданным и очень успешным стал вечер "Терменвокс в театре", который проходил в театре-студии "Человек". На нем выступили английский театральный дуэт "Lee&Dawes" с представлением "In the Ether" (со звучанием двух терменвоксов), театральная группа "Lux-Flux" из Австрии, использующая терменвокс скорее в качестве терпситона, реагирующего на движения артистов по сцене. Новое произведение композитора Хорхе Кампоса "Glissandi", исполненное мной в ансамбле с двумя танцорами, продемонстрировало магию не просто вызываемого терменвоксом звука, но и жеста.

Видеодемонстрация биографических фильмов о Термене Сергея Зорина (Москва), Булата Галеева (Казань) и Стива Мартина (США) познакомила зрителей со сложной историей жизни изобретателя и его изобретений, представленной с разных точек зрения.

Но самым интересным, по моему мнению, на этой конференции была возможность услышать и увидеть сразу нескольких терменвоксистов. На заключительном концерте в Рахманиновском зале консерватории обширную музыкальную программу, объединяющую в себе классический, популярный и современный экспериментальный музыкальные стили, кроме меня, играли Масами Такеучи из Японии и Ольга Миланич из Москвы.

Опубл. на англ. языке в "Leonardo", 1998, v.31, N4, pp.322-323

выход в оглавление