"ПРОМЕТЕЙ" В КАТАКОМБАХ "СТАЛИН"
(Фестиваль света, 28 июля - 4 августа 1991, Прага, Чехословакия)

Галеев Б.М.

Пocлe международного фестиваля "Ars electronica-89", о котором автор уже писал в этом журнале [1], ему пришлось побывать на фестивале видеоискусства WRO-89 в Польше [2], на II международном конгрессе электронного искусства SISEA в Гренингене (Голландия) [3], на советско-американском симпозиуме "Графикон-91" (Москва), на международном фестивале экспериментального искусства "Impakt-91" (Утрехт, Голландия). [4]. Конечно, везде было много нового и интересного для советского зрителя, хотя, надо признаться, наступает уже привыкание к этой новизне, тем более, если учесть, что среди участников фестивалей с каждой последующей поездкой начинают встречаться старые знакомые. Но вместе с тем, оказывается, мир велик, и еще остаются поводы для удивления.

...Катакомбы "Сталин" - так называется необычная экспозиционная площадка в Праге, где молодые художники многих стран устраивают сейчас свои авангардистские выставки. Впрочем "экспозицией" это можно назвать условно - речь идет о недостроенных бетонных подвалах под гигантским памятником Сталину, установленным в свое время на самом высоком месте чешской столицы, над Влтавой. Сам памятник лет тридцать назад снесли, и на его месте сейчас установлен гигантский метроном (рис.1). В конце 1990 года в этих катакомбах, среди бетонных столбов и обломков бывшего памятника была организована первая международная выставка под названием "Тоталитарная зона".

Рис.1. У входа в катакомбы "Stalin".

Следующее мероприятие, состоявшееся в июле-августе 1992 года, называлось "Фестиваль света". И, понятно, коллектив "светомузыкального" СКБ "Прометей", которым руководит автор, не мог не среагировать на приглашение в Прагу. Но когда мы подъезжали к катакомбам и увидели над входом лозунг "посвящается году Тибета", сразу стало ясно, что в катакомбах будет темно. Стало ясно, что основной расчет здесь, наверняка, на "внутренний свет", на "свет души". Хотя, если вернуться к презренной реальности, матерьяльности, свет, конечно, здесь был. Но, самыми мощными были источники света в ... одну свечу. Стеариновую свечу. Правда, их было много. Они были натыканы повсюду: на пирамидах из оцинкованных ведер, в глазницах черепов, в ямках с дождевой водой, которая капала сверху. Да и сама выставка открылась торжественным шествием, со свечами в руках - тибетский лама в юбке, в сопровождении пестрой толпы юных хиппи, кришнаитов, панков и чинных представителей советского авангарда. Пыльный цемент, "кап-кап", цепочки мерцающих огней. Медитация и экзальтация, экзотика и мистика. Весь дежурный набор современного "арт-джентельмена". Лишь бы не споткнуться и не упасть в канаву... Одинокие зрители блуждали в темноте среди бетонных столбов, боясь наступить на произведения искусства - разбросанные там и сям "инсталляции", созданные тут же на месте из подручного материала. В основном это были круги, спирали и надолбы из камней, напоминающие магические, ритуальные строения, которые обнаруживают порою археологи (например, в Англии - Stonehenge, или в России - на Соловецких островах). В некоторых инсталляциях использовалась современная техника, но тоже не ярче свечи. Чех Tomas Ruller установил в начале длиннющей бетонной канавы маленький лазер, и медитирующие зрители долго шли вдоль слабенького, чуть заметного красного луча, чтобы обнаружить вдруг (конец медитации!), как он, луч, упирался в никелированную лопату, воткнутую в кучу гравия. Просто и со вкусом. Американец Steve Wainstock разбрызгивал луч такого же пятимилливаттного лазера фирмы "Tesla" от зеркал вращающейся кинетической конструкции. Им же были представлены "радужные" голограммы - с нашей, советской точки зрения они были самым ярким экспонатом выставки.

Побольше зрителей собиралось на ежевечерние "перфомансы". Запомнились три из них - под названием "Bhagavadgita" двух индийских артистов из США (впрочем, с нашей точки зрения, это был просто вокально-хореографический номер на ориентальные темы), выступление экспериментального театрального коллектива из Братиславы и пантомима советской группы "Дерево" (синтез эстетики средневекового японского театра, приемов "театра абсурда" и агрессивного беспредела панк-культуры). "Дерево" шокировало не только нас, но и других гостей, зрителей, которые бурно аплодировали бритым наголо детям перестройки.

Экспозиция СКБ "Прометей" была спокойнее. Светомуэыкальные фильмы и штук десять видеоинсталляций. Это и "Электронный бэби", ставший популярным уже не на одном континенте (рис.2) и "Электронный корт", видеокомпозиция "От тюрьмы и сумы не зарекайся", которой мы встречали зрителей у входа в катакомбы (рис.3) (впрочем, см. об этих наших работах в статьях [5 и 6]). Расскажу подробнее о нашей новой видеоинсталляции, специально подготовленной для пражского фестиваля (рис.4).

 
Рис.2. Электронный бэби на выставке Images Futur-91 в Монреале.
 
3. Видеоинсталляция "От сумы и тюрьмы не зарекайся" (1991, TV-set, camera, железо, камень).

 

4. Лазерно-компьютерный верблюд (1991, Прага).

Итак, нa одном белом экране совмещаются изображения двух автоматических слайд-проекторов, работающих в режиме "наплыв". На слайдах - ландшафтные и городские пейзажи разных стран земного шара. На этих плавно меняющихся пейзажах лазерным лучом рисуется в режиме мультипликации (анимации) мерно шагающий верблюд. (Для этого используется своего рода электромеханический осциллограф-сканатор, с парой маленьких зеркал, колеблющихся по "х" и "у" - координатам. Управляющий сигнал вырабатывается компьютером). Слайды постоянно меняются, и верблюд шагает под "караванную" музыку знаменитого "Болеро" М.Равеля - все это по кольцевой, безостановочной (нон-стоп) программе. А внизу экрана - телевизор, с экрана которого на верблюда лает собака, тоже в "нон-стоп"-программе, с утра до вечера. Композиция называется: "Собака лает, а караван идет". Не скажу, чтоб очень уж "дешево", но "сердито". И очевидно, что такой "шедевр" не мог появиться в прошлом веке, в нем воплощен необычный синтез музыки, изображения и слова, причем с помощью самой передовой техники: аудио+видео+слайды+лазер+компьютер.

Шутки шутками, но очевидный вывод: новое время это не только новые песни. Новая технология - это и новые художественные возможности. В этом, кстати, мы еще раз убедились, побывав в мастерской знаменитого пражского сценографа Иозефа Свободы, основателя известного во всем мире театра "Латерна магика". Фантастическое зрелище: живой актер переходит со сцены на кино- или видеоэкран и обратно на сцену, в зал. Причем экранов может быть несколько, разных размеров, обычных или в виде круга, плоских или объемных, колышущихся или движущихся на зрителя [7]. Мы еще больше расширили для себя рамки Фестиваля света, побывав кроме этого и в "Черном театре" Праги (люминесцентные декорации и реквизиты, светящиеся в темноте под невидимым ультрафиолетовым светом - прием старый, но используемый здесь остроумно и с изяществом). А в последний день мы посетили Промышленную выставку, посмотрели недавно созданные светомузыкальные фонтаны. Красивое зрелище! Все же прекрасен утверждаемый нами союз: искусство+наука+техника!

 

... А катакомбы "Сталин"? Пусть резвятся юноши и девушки всех стран, пусть встречаются вместе, лишь бы не раскавычилось название катакомб, и пусть такие темные подвалы служат светлым целям искусства, какие бы оно причудливые формы ни принимало... Организаторы этих выставок - пражский "Linhart's foundation" и их коллеги из Англии, США, Италии и Индии выступают с предложением организовать в этих катакомбах постоянно действующий Международный молодежный центр современного искусства.

  1. Galeyev B. Ars electronica in the international and soviet versions. Leonardo, 1991, v.24, N 4, рp.475-482.
  2. Галеев Б. О фестивале WRO-89 и видеоискусстве. - Телевидение и радиовещание, 1990, N 6, с.18-20.
  3. Галеев Б. Ночь в амстердамском аэропорту. - Телерадиоэфир, 1991, N 4, с.33-35.
  4. Галеев Б. "Закрой ворота, дует!.." - Телерадиоэфир, 1991, N 10, с.37-39.
  5. Galeyev B. The first Expirements of SKB "Prometei" in Video Art.- Leonardo, v.27, 1994, N 5, p.399-402 или:
  6. Ванечкина И.Л. Концерт для телевизора с оркестром. - Техника кино и телевидения, 1990, N 10, с.7-10.
  7. Burian J. The scenography of Josef Svoboda, Wesleyan University Press, Middletown, Connecticut, 1971. - 200 p.

Опубликовано в журнале "Телерадиоэфир",1992, N 6, c.37-39)

выход в оглавление