Многогранный мир Кандинского (сб.ст.).
- Москва: Наука, 1998. - 208 с.
ISBN 5-02-011684-X

Представляемое издание - сборник материалов международной конференции, посвященной творчеству В.В.Кандинского. Конференция состоялась в декабре 1994 г. в Государственной третьяковской галерее. Обсуждение творческого наследия художника-авангардиста носило комплексный характер, как того требовало творчество Кандинского, проявившееся в разных сферах. Живописец, график, теоретик, поэт, драматург, Кандинский привлек внимание историков искусства, философов, литературоведов, психологов, театроведов, музыковедов. Результатом их исследований стала попытка воссоздать образ личности энциклопедического склада ума и необычайно разносторонних интересов. Книга дает достаточно широкий спектр представлений о творческой активности одного из зачинателей абстракционистского искусства. Как пишут в предисловии авторы издания (редколлегия: Н.Б.Автономова, Д.В.Сарабьянов, В.С.Турчин), "существовали как бы три, пять или двадцать "Кандинских", притом, что основной импульс его творческой деятельности и стремление к самоосуществлению оставались постоянными" (с.3 рецензируемой кн.).

Пытаясь дать представление о "двадцати Кандинских", авторы статей рассматривают его творчество на пересечении самых разных культурных контекстов: живописной традиции России начала 20 века, теософских, научных, психологических, этнографических исканий. Такой подход действительно дает представление о "многогранном мире Кандинского", напоминая чем-то постмодернистское творение, где личность существует как точка пересечения самых разных культурных контекстов. Но, как обычно бывает при таком подходе, соположение множества признаков и свойств оставляет ощущение незаполненных "зияний". Личность, способная связать их воедино, остается все-таки загадкой. И это неизбежно: определить живой дух творящего гения невозможно методом научного анализа. Поэтому мозаичную форму приближения к миру Кандинского следует признать в принципе удачной.

Но такая форма не является самоцелью создателей сборника. Она с успехом сочетается с другим принципом расположения статей. Это принцип постепенного движения от внешних культурных творческих и духовных влияний к внутреннему строю души художника, основам и способам его мыслительно-творческой активности.

Исходные статьи предлагают широкие культурологические описания той духовной среды, в которой формировался В.Кандинский. Это статья М.А.Бессоновой о месте Кандинского в художественной культуре ХХ века, статьи В.С.Турчина и Дж.Э.Боулта о "русском Эросе" и возможных теософских ориентациях художника. Д.В.Сарабьянов и Б.М.Соколов пишут о влиянии на него иконописи и лубочных изображений. И.В.Мессалин дополняет их наблюдения исследованием романтической традиции у Кандинского (анализ картины "На точках").

Последующие статьи дают более приближенный взгляд на художественную теорию живописца (Н.П.Подземская), на технические приемы его письма (М.П.Виктурина), на способы научной рефлексии за собственной творческой деятельностью (В.Г.Степанов, Т.М.Перцева, Н.Б.Автономов).

Наиболее значимым ядром книги являются несколько статей о синестетических основах художественного мышления Кандинского (Б.М.Галеев, И.Л.Ванечкина, А.С.Мигунов). В них предпринята серьезная попытка с позиций синестезии дать объяснение, почему творческие импульсы В.Кандинского обретали столь многообразные формы реализации, почему соответственно его личность стала "точкой притяжения" таких разнородных исканий 20 века.

Завершает книгу несколько статей (авторы: В.В.Бараев, О.А.Тарасенко, В.В.Бычков), ориентированных на раскрытие подсознательных структур, в частности, на национальные основы творческого мировосприятия Кандинского, на архетипные конструкции его картин.

Наибольшей оригинальностью отмечена статья В.В.Бычкова "Духовный космос Кандинского". Она написана в "авангардистском духе", напоминающем опыты русских футуристов 20-х гг. Автор таким образом пытается в интуитивно-эссеистских формах выразить свое переживание творчества гениального художника 20в.

В целом книга интересна как в информационном, культурологическом, так и теоретическом аспектах. Несомненной заслугой ее авторов следует считать умение отграничить и наметить целый ряд еще ждущих своего исследования проблем.

Синцов Е.В.

(Опубл. в ж-ле "Leonardo Didital Reviews", Sept., 1999, v.7, N8)

выхов в оглавление