Каган М.
Музыка в мире искусств.
- Санкт-Петербург: Изд-во "Ut", 1996. - 232 c.
ISBN 05-7443-0021-Х
Автор рецензируемой книги известен читателям "Музыкальной Академии", где несколько лет назад уже печатались некоторые разделы рассматриваемой здесь книги. Российским теоретикам искусства М.Каган известен как ведущий в нашей стране специалист в области эстетики. Одна из "нашумевших" его книг называется "Морфология искусства" [1]. Она посвящена видовой классификации и взаимодействию искусств. Эта книга вызвала большой резонанс в научной России (в ее развитие казанский исследователь Галеев Б.М. предложил свою, так сказать, "периодическую систему искусств" [2]). В конце "Морфологии искусства" Каган обещал написать ее продолжение, сделав акцент на музыкальных искусствах. Но в советские времена эта книга была жестоко раскритикована партийными функционерами "за буржуазный формализм", и поэтому выполнить свое обещание в 1970-80-ые годы Каган не смог. Впрочем, и после, в 90-ые годы были свои трудности (на этот раз уже финансовые). Как бы то ни было, после серии журнальных публикаций по этой теме ему, наконец, удалось недавно опубликовать долгожданную монографию "Музыка в мире искусств".
Кстати, другие исследователи в СССР (в России) в прошедшие после выпуска "Морфологии искусства" годы, как говорится, тоже "не дремали". Так, в 1991 году в Казани упомянутый уже выше Б.Галеев издал близкую по духу к ней, но локальную по тематике книгу "Светомузыка в системе искусств" [3]. В это же время в Москве вышло двухтомное учебное пособие В.Холоповой "Музыка как вид искусства" [4]. Но в книге Холоповой взгляд на музыку осуществляется как бы "изнутри", а у М.Кагана - это, скорее, взгляд извне. Он акцентирует внимание на родственных связях музыки с другими видами искусства - и в генетическом плане, и в системном.
В первом, теоретическом разделе "Место музыки в системе искусств" автор подробнейшим образом рассматривает видовую специфику музыки, исходя из разделения всех искусств на пространственные и временные виды. Относя музыку к временным видам, Каган считает это первым главным признаком, которым определяется онтологический статус музыки. Но этого, считает он, явно недостаточно для полного понимания природы музыки, и вследствие этого возникает проблема анализа ее в семиотическом аспекте, что позволяет определить музыкальный язык как знаковую систему "неизобразительного" характера. Затем Каган в отдельных главах рассматривает музыку как "способ познания жизни человеческого духа", как "выражение отношения человека к миру". Специальная глава отдана анализу родов и жанров музыки.
Второй раздел книги - исторический, он называется "Изменение места музыки в развитии мировой художественной культуры". В нем отдельно рассматриваются темы "Зарождение и развитие музыкального творчества в синкретическом искусстве древности", "Музыка в художественной культуре феодального общества", "Музыка в движении художественной культуры от Возрождения к романтизму" и, наконец, "Музыка в художественной культуре XIX - XX века". Последняя глава - наиболее близкая к нашим интересам, в ней довольно детально прослежены функции синестезии в музыкальном творчестве и, соответственно, синтетические тенденции, приводящие к светомузыкальным экспериментам, к освоению и выявлению новых специфических возможностей музыки в кино, в телевидении, на сцене нового театра. Пристально анализируются результаты технологической революции в музыке, которая не только порождает новые жанры (электронная, пространственная, компьютерная музыка), но и влияет на изменение языка и содержание самой музыки.
Это издание, как и многие другие теоретические работы М.Кагана, обильно снабжено графическими схемами, позволяющими облегчить и систематизировать восприятие довольно сложных позиций автора. Большую и, можно сказать, самостоятельную ценность представляет и обширная библиография по системному анализу музыкального искусства (отечественных и зарубежных изданий на многих европейских языках).
Список ссылок:
Ванечкина И.Л.
Опубл. в ж-ле "Leonardo Music Journal", v.8, 1998, pp.76-77; в электронном ж-ле "Leonardo Digital Reviews", March 10, 1998, v.6, N 2)