ИЗ КНИГИ "ДЕТИ РИСУЮТ МУЗЫКУ"
(Казань: ФЭН, 2000, авт. - И.Ванечкина, И.Трофимова)

Пытливо глазенки на рощу глядят:
деревья стоят, а кусты, что - сидят?
Мороз белым инеем улицы пудрит,
Заметно дыханье. - Ай! Лошади курят.
Но многим вопросам не сыщешь ответа:
Зачем имя Леночка желтого цвета?
А имячко Света белого цвета?
Все дети - Сократы, все дети - поэты,
Не забывайте люди об этом!..

                (Казанская поэтесса Г.Романова)

ВСТУПЛЕНИЕ ОТ РЕДАКТОРА

В прелестной сказке Льюиса Кэролла "Алиса в стране чудес" есть один забавный персонаж, который рисовал все, что начинается с буквы "М": море, мама, мышеловка, мысль, математика и т.п. Но даже герою сказки не пришло в голову рисовать ... музыку. Возможно ли такое - остановить мгновение и запечатлеть неуловимые звуки? Этот вопрос, судя по всему, мучил людей давно.

Если верить повести В.Шкловского о художнике Федотове, тот, в самом конце жизни, уже в предсмертном бреду, вдруг ошарашил своего денщика неожиданным вопросом: "Как нарисовать музыку?". Денщик будто бы отвечал недоуменно: "Наверно, солдаты идут, с трубами и играют?.." Именно так, кстати, музыкальная тематика отражается обычно в отечественных и зарубежных альбомах "Музыка и живопись", немалое количество которых выпущено в последние годы. Но здесь нет никакого чуда, здесь все по рецепту федотовского денщика - рисуется, так сказать, процесс музицирования, звукоизвлечения, а не сама музыка.

Но, может быть, это вообще невозможно, и само сочетание слов "рисование музыки" столь же абсурдно, как "жареная вода"? Может быть, вообще не стоит биться в закрытые ворота? И тут нас выручает опыт поэзии. Ведь для поэтического воображения "видеть" музыку, оказывается, - вполне естественно. Но, конечно, именно "видеть" (в кавычках), т.е. в уме, именно в воображаемых цветах: Флейты звук зорево-голубой,

Так по-детскому ласково-малый,
Барабана глухой перебой,
Звук литавр торжествующе-алый...

Так писал русский поэт К.Бальмонт в начале века. Эта способность сравнивать, сопоставлять зрительные и слуховые впечатления носит название синестезии. А в тех случаях, когда в зрительных впечатлениях акцент делается на цвете, вместо "синестезии" со времен Бальмонта принято использовать другой, более хлесткий и возможно даже обескураживающий термин - "цветной слух".

Придется использовать его и нам, но следует помнить, что и здесь речь идет именно об ассоциациях (конкретно, межчувственных ассоциациях), т.е. о продукте творческого воображения. Обращение к межчувственным метафорам в поэзии, вообще в искусстве слова, позволило заметить еще один важный факт: художники, поэты "видят" музыку не только в цветах. Воображаемый "портрет" музыки зачастую включает в себя и сложные графические, пластические образы. Вот так воспринимает, например, музыку восторженный, влюбленный юноша в повести русского писателя А.Куприна "Юнкера": "Лился упоительный вальс... Казалось, кто-то в ослепительном свете огней жонглировал бесчисленным множеством бриллиантов и расстилал широкие полосы голубого бархата, на которые сверху сыпались золотые блестки".

Обратите здесь внимание на слово "казалось". И цвета у Бальмонта, и сложные россыпи бриллиантов у Куприна - "кажутся", это не реальное видение (иначе мы имели бы дело, упаси Бог, с тривиальными галлюцинациями). Конечно, "кажется" каждому из нас, как говорится, свое, но мы все же понимаем и Бальмонта, и Куприна, значит в их воображаемых "светомузыкальных" картинах есть не только "свое", но и что-то общее, общечеловеческое, единое для всех нас...

А что если попробовать зарисовать каждому все, что "кажется" при слушании музыки, - ведь тогда будет легче заметить, выяснить это "общее" и "единое", т.е. закономерности синестетического мышления? Именно таким образом пришли к идее "рисования музыки" в казанском СКБ (ныне НИИ) "Прометей", которое уже около 40 лет назад начало заниматься необычными светомузыкальными экспериментами. В ходе сопутствующих им исследований синестезии, "цветного слуха" в 70-е годы коллективом был проведен анкетный опрос всех членов творческих союзов СССР! Затем, осознавая, что "цветной слух" - не уникальная способность гениев-одиночек, а общечеловеческое свойство творческого воображения, было решено провести такие анкетные исследования и среди обычных детей. Почему детей? А потому, что "все дети - поэты", а у взрослых тяга к воображению, увы, обычно уже погашена повседневными заботами. Шутки-шутками, но именно после этого пришла мысль - перейти к "рисованию музыки" и сравнить полученные результаты с данными анкетных исследований. И, оказалось, что опыты с "рисованием музыки" весьма полезны не только для психологии искусства, но и для обучения, художественного воспитания детей!

Руководила всеми этими исследованиями в СКБ "Прометей" выпускница Казанской консерватории Ирина Ванечкина, которая - это было лет 20 назад - привлекла к ним уже свою студентку Ирину Трофимову. Ученица оказалась достойной своего учителя. Результаты ее опытов с детьми были отмечены на Всесоюзном конкурсе студенческих работ. По данной теме ею была защищена дипломная работа, из которой затем выросла кандидатская диссертация... Но разве только в этом дело? Необычные эксперименты продолжаются по сей день, к ним привлекается уже новое поколение студентов и школьников. С их итогами авторы делились на многих республиканских, всесоюзных, международных конференциях.

Но не все было просто вначале. И тут стоит вспомнить еще одну сказку, современную. Написал ее В.Каверин, название - "Немухинские музыканты". Героиня этой сказки - тоже юная учительница, которая тяготится стандартными рекомендациями Министерства просвещения. Ей тоже очень по нутру такие стихи, как у Бальмонта. Только ее чудесная методика построена на обратном принципе. Она учит детей, глядя на синее небо, красное солнце, слышать воображаемую музыку: "Флейты звук зорево-голубой..." А директор школы - бывший барабанщик, абсолютно глух и слеп к "цветному слуху". Для него все это абсолютная чушь:"Звук литавр торжествующе-алый..." Он измывается, издевается над юной учительницей. И придумывает , наконец, каверзу, издает приказ о проведении концерта "цветной музыки" юной учительницы. Она в трансе, она в растерянности - ведь музыка-то воображаемая, как сделать ее слышимой для всех? Выручает молодой кузнец, который выковал голоса для ее цветных инструментов. И сановный барабанщик убегает с концерта, посрамленный в своем неверии в чудо...

Нелегко пришлось и нашей юной учительнице, Ирине Трофимовой. Ученикам нравились уроки с "рисованием музыки", а школьное начальство, ее старшие коллеги относились к ним на первых порах с подозрением, а то и просто с возмущением. Но ей повезло - рядом были молодые "кузнецы" из СКБ "Прометей", поддерживающие и техникой, и советами.

Как бы то ни было, когда лет 10-15 назад к нам обратились за помощью кинорежиссеры из Центрального телевидения, снимающие художественный фильм по этой сказке "Немухинские музыканты", я с удовольствием предложил им включить в фильм и уроки "рисования музыки", и "кузнецов" в электронной лаборатории, да и саму героиню порекомендовал взять готовую. Почти все это в фильме было использовано, только героиню оставили свою, золотушную, из Москвы. Ну, да Бог с ними. Главное - и в фильме победа была за нами, нашими идеями. А еще главнее - есть эта книга двух наших симпатичных авторов, которая может помочь всем, кто умеет читать, в постижении чуда искусства, чуда творчества, чуда способности видеть музыку!..

Я, как научный редактор и настоящий джентльмен, превысив свои общепринятые полномочия и вспомнив, что был когда-то физиком, счел необходимым и полезным подарить милым авторам и любознательным читателям один небольшой дополнительный раздел физического содержания (N 1) и провести довольно свирепую, но в то же время бережную литературную переработку некоторых других - для приведения книги к общему, единому стилю (в основном, это относится к разделам 4-6).

Итак, глава первая, Заключение и Приложение написаны Ириной Ванечкиной, вся глава вторая - Ириной Трофимовой. А прочитанное Вами Вступление - мое.

Отдельно было опубликовано как анонс в ж-ле "Казань", 1998, №3, с.129-137.

Булат Галеев,

Ниже - для примера несколько иллюстраций из книги:

Классическая музыка

moz1.jpg (25646 bytes)

  18.jpg (26240 bytes)

В.А.Моцарт. Симф. № 40, ч.1.
(Л.Шевелева. 12 лет, шк. № 116, 1977.)

В.А.Моцарт. Симф. № 40, ч.1.
(А.Бакеева. 13 лет, шк. № 116, 1978 )

19.jpg (22190 bytes)

21.jpg (25394 bytes)

Р.Шуман. "Благородный вальс"
из цикла "Карнавал"

(Е.Мурзенкова, 13 л. шк.№116, 1979 )

Н.Паганини. "Каприз   № 17".
(И.Машинский. 11 л. Худ. шк. № 6. 1987 )

М.Мусоргский. Цикл "Картинки с выставки"

16.jpg (24162 bytes)

13-1.jpg (21337 bytes)

Пьеса "Гном".
(Т.Закиров. 19 л. Худ. училище. 1996)

Пьеса "Гном".
(Н.Шадыханова. 18 л. Худ. училище. 1996)

12.jpg (20577 bytes)

Пьеса "Катакомбы".
(Р.Нигматуллина. 16 л. Худ. училище. 1996)

А.Скрябин.
Фортепианная пьеса "Темное пламя".

10.jpg (22462 bytes)

11.jpg (29855 bytes)

Г.Мудров. 12 л. Изостудия. 1987. Н.Солдатова. 17 л. Худ. училище. 1987.

Татарская фольклорная музыка

7.jpg (23820 bytes)

8-1.jpg (18000 bytes)

Татарская песня "Сибеле чэчэк".
(Г.Нуриахметова. 18 л. Педагог.  университет. 1994.)

"Напевы курая:
восточный мотив".
(А.Хазиев. 16 л. Худ. училище.1994.)

Музыка Софии Губайдулиной

25-1.jpg (22545 bytes)

31-1.jpg (18418 bytes)

28-1.jpg (19324 bytes)

"Посвящение   М.Цветаевой".
(Т.Салихов. 18 л.
Худ. училище. 1998.)

 

    "Слышу...Умолкаю"
(Г.Абдуллина. 20 л.
Худ. училище. 1998.)

"Светлое и темное"   
(И.Ванеева. 20 л.
Худ. училище. 1998)

 24.jpg (22668 bytes)

23.jpg (26485 bytes)

"Quasi hoketus"
(В.Афанасьев. 19 л. Худ.училище.1998.)

"Quasi hoketus"
(Е.Моличева. 19 л. Худ.училище.1998.)

выхов в оглавление