ИЗ КНИГИ "ДЕТИ РИСУЮТ МУЗЫКУ"
(Казань: ФЭН, 2000, авт. - И.Ванечкина,
И.Трофимова)
Пытливо глазенки на рощу глядят:
деревья стоят, а кусты, что - сидят?
Мороз белым инеем улицы пудрит,
Заметно дыханье. - Ай! Лошади курят.
Но многим вопросам не сыщешь ответа:
Зачем имя Леночка желтого цвета?
А имячко Света белого цвета?
Все дети - Сократы, все дети - поэты,
Не забывайте люди об этом!..
(Казанская поэтесса Г.Романова)
В прелестной сказке Льюиса Кэролла "Алиса в стране чудес" есть один забавный персонаж, который рисовал все, что начинается с буквы "М": море, мама, мышеловка, мысль, математика и т.п. Но даже герою сказки не пришло в голову рисовать ... музыку. Возможно ли такое - остановить мгновение и запечатлеть неуловимые звуки? Этот вопрос, судя по всему, мучил людей давно.
Если верить повести В.Шкловского о художнике Федотове, тот, в самом конце жизни, уже в предсмертном бреду, вдруг ошарашил своего денщика неожиданным вопросом: "Как нарисовать музыку?". Денщик будто бы отвечал недоуменно: "Наверно, солдаты идут, с трубами и играют?.." Именно так, кстати, музыкальная тематика отражается обычно в отечественных и зарубежных альбомах "Музыка и живопись", немалое количество которых выпущено в последние годы. Но здесь нет никакого чуда, здесь все по рецепту федотовского денщика - рисуется, так сказать, процесс музицирования, звукоизвлечения, а не сама музыка.
Но, может быть, это вообще невозможно, и само сочетание слов "рисование музыки" столь же абсурдно, как "жареная вода"? Может быть, вообще не стоит биться в закрытые ворота? И тут нас выручает опыт поэзии. Ведь для поэтического воображения "видеть" музыку, оказывается, - вполне естественно. Но, конечно, именно "видеть" (в кавычках), т.е. в уме, именно в воображаемых цветах: Флейты звук зорево-голубой,
Так по-детскому ласково-малый,
Барабана глухой перебой,
Звук литавр торжествующе-алый...
Так писал русский поэт К.Бальмонт в начале века. Эта способность сравнивать, сопоставлять зрительные и слуховые впечатления носит название синестезии. А в тех случаях, когда в зрительных впечатлениях акцент делается на цвете, вместо "синестезии" со времен Бальмонта принято использовать другой, более хлесткий и возможно даже обескураживающий термин - "цветной слух".
Придется использовать его и нам, но следует помнить, что и здесь речь идет именно об ассоциациях (конкретно, межчувственных ассоциациях), т.е. о продукте творческого воображения. Обращение к межчувственным метафорам в поэзии, вообще в искусстве слова, позволило заметить еще один важный факт: художники, поэты "видят" музыку не только в цветах. Воображаемый "портрет" музыки зачастую включает в себя и сложные графические, пластические образы. Вот так воспринимает, например, музыку восторженный, влюбленный юноша в повести русского писателя А.Куприна "Юнкера": "Лился упоительный вальс... Казалось, кто-то в ослепительном свете огней жонглировал бесчисленным множеством бриллиантов и расстилал широкие полосы голубого бархата, на которые сверху сыпались золотые блестки".
Обратите здесь внимание на слово "казалось". И цвета у Бальмонта, и сложные россыпи бриллиантов у Куприна - "кажутся", это не реальное видение (иначе мы имели бы дело, упаси Бог, с тривиальными галлюцинациями). Конечно, "кажется" каждому из нас, как говорится, свое, но мы все же понимаем и Бальмонта, и Куприна, значит в их воображаемых "светомузыкальных" картинах есть не только "свое", но и что-то общее, общечеловеческое, единое для всех нас...
А что если попробовать зарисовать каждому все, что "кажется" при слушании музыки, - ведь тогда будет легче заметить, выяснить это "общее" и "единое", т.е. закономерности синестетического мышления? Именно таким образом пришли к идее "рисования музыки" в казанском СКБ (ныне НИИ) "Прометей", которое уже около 40 лет назад начало заниматься необычными светомузыкальными экспериментами. В ходе сопутствующих им исследований синестезии, "цветного слуха" в 70-е годы коллективом был проведен анкетный опрос всех членов творческих союзов СССР! Затем, осознавая, что "цветной слух" - не уникальная способность гениев-одиночек, а общечеловеческое свойство творческого воображения, было решено провести такие анкетные исследования и среди обычных детей. Почему детей? А потому, что "все дети - поэты", а у взрослых тяга к воображению, увы, обычно уже погашена повседневными заботами. Шутки-шутками, но именно после этого пришла мысль - перейти к "рисованию музыки" и сравнить полученные результаты с данными анкетных исследований. И, оказалось, что опыты с "рисованием музыки" весьма полезны не только для психологии искусства, но и для обучения, художественного воспитания детей!
Руководила всеми этими исследованиями в СКБ "Прометей" выпускница Казанской консерватории Ирина Ванечкина, которая - это было лет 20 назад - привлекла к ним уже свою студентку Ирину Трофимову. Ученица оказалась достойной своего учителя. Результаты ее опытов с детьми были отмечены на Всесоюзном конкурсе студенческих работ. По данной теме ею была защищена дипломная работа, из которой затем выросла кандидатская диссертация... Но разве только в этом дело? Необычные эксперименты продолжаются по сей день, к ним привлекается уже новое поколение студентов и школьников. С их итогами авторы делились на многих республиканских, всесоюзных, международных конференциях.
Но не все было просто вначале. И тут стоит вспомнить еще одну сказку, современную. Написал ее В.Каверин, название - "Немухинские музыканты". Героиня этой сказки - тоже юная учительница, которая тяготится стандартными рекомендациями Министерства просвещения. Ей тоже очень по нутру такие стихи, как у Бальмонта. Только ее чудесная методика построена на обратном принципе. Она учит детей, глядя на синее небо, красное солнце, слышать воображаемую музыку: "Флейты звук зорево-голубой..." А директор школы - бывший барабанщик, абсолютно глух и слеп к "цветному слуху". Для него все это абсолютная чушь:"Звук литавр торжествующе-алый..." Он измывается, издевается над юной учительницей. И придумывает , наконец, каверзу, издает приказ о проведении концерта "цветной музыки" юной учительницы. Она в трансе, она в растерянности - ведь музыка-то воображаемая, как сделать ее слышимой для всех? Выручает молодой кузнец, который выковал голоса для ее цветных инструментов. И сановный барабанщик убегает с концерта, посрамленный в своем неверии в чудо...
Нелегко пришлось и нашей юной учительнице, Ирине Трофимовой. Ученикам нравились уроки с "рисованием музыки", а школьное начальство, ее старшие коллеги относились к ним на первых порах с подозрением, а то и просто с возмущением. Но ей повезло - рядом были молодые "кузнецы" из СКБ "Прометей", поддерживающие и техникой, и советами.
Как бы то ни было, когда лет 10-15 назад к нам обратились за помощью кинорежиссеры из Центрального телевидения, снимающие художественный фильм по этой сказке "Немухинские музыканты", я с удовольствием предложил им включить в фильм и уроки "рисования музыки", и "кузнецов" в электронной лаборатории, да и саму героиню порекомендовал взять готовую. Почти все это в фильме было использовано, только героиню оставили свою, золотушную, из Москвы. Ну, да Бог с ними. Главное - и в фильме победа была за нами, нашими идеями. А еще главнее - есть эта книга двух наших симпатичных авторов, которая может помочь всем, кто умеет читать, в постижении чуда искусства, чуда творчества, чуда способности видеть музыку!..
Я, как научный редактор и настоящий джентльмен, превысив свои общепринятые полномочия и вспомнив, что был когда-то физиком, счел необходимым и полезным подарить милым авторам и любознательным читателям один небольшой дополнительный раздел физического содержания (N 1) и провести довольно свирепую, но в то же время бережную литературную переработку некоторых других - для приведения книги к общему, единому стилю (в основном, это относится к разделам 4-6).
Итак, глава первая, Заключение и Приложение написаны Ириной Ванечкиной, вся глава вторая - Ириной Трофимовой. А прочитанное Вами Вступление - мое.
Отдельно было опубликовано как анонс в ж-ле "Казань", 1998, №3, с.129-137.
Булат Галеев,
Ниже - для примера несколько иллюстраций из книги:
|