ОСКАР ФИШИНГЕР: ШЕДЕВРЫ СВЕТОМУЗЫКАЛЬНОГО КИНО

Лерман Р.В.

Немецкий художник Оскар Фишингер (1900-1967), ученик В.Руттмана, был наиболее выдающимся мастером абстрактного, беспредметного фильма. Свойственный немецкому абстрактному кино уклон в сторону музыкально-ритмических композиций естественным образом оказал огромное влияние на все творчество О.Фишингера. Исследуя характерные черты нового языка, используя на практике достижения более развитого искусства - живописи, О.Фишингер искал диалектическую связь между слуховыми ритмическими потенциалами и иконографикой образов. Еще до прихода в кинематограф он проводил эксперименты по визуализации поэм и литературных текстов. Поэтические мотивы и музыкальная структура текстов были представлены линиями, нанесенными на длинный рулон бумаги, которые изгибались, пересекались, догоняли друг друга, следуя определенному динамическому развитию. Поэтому переход к мультипликации произошел почти автоматически, поскольку требование реального движения, которое эти "рулоны" предусматривали, можно было реализовать только средствами кино.

От своих самых пeрвых работ (рекламные ролики, 1919) и на протяжении всего творческого пути О.Фишингер оставался самым утонченно-изысканным художником в выборе технических средств и максимальном использовании их выразительных возможностей. Его первые небольшие этюды, снятые в 1923-27 гг. без звукового сопровождения, но на темы известных музыкальных произведений ("Восковые эксперименты", "Струящиеся линии", "Спирали" и т.д.), представляются более чем экспериментами или технико-выразительными пробами, воспринимаются как произведения совершенные, полные тонкого очарования.

В 1927 г. Фишингер снимает первый цветной фильм "Радуга", в котором используется эффект наложения цветов с помощью пяти проекторов. Фильм составлен из изображений, которые следуют друг за другом по определенной ритмической схеме, и фигур прямоугольной формы, двигающихся в пространстве экрана, выстраивая различные композиции, которые вызывают у зрителя впечатления не только зрительные, но и музыкальные, даже пpи отсутствии звука. Исследуя отношения между изображением и звуком, точнее, между движением линий, плоскостей, ритмической структурой композиций, Фишингер изучал художественные соответствия, которые существуют между языком музыкальным и визуальным, кинематографическим: язык звуков и язык изображений существенно различаются, и если между кино и музыкой есть что-то общее, то только на структурном уровне. Творческий взлет и известность приходят к О.Фишингеру после серии его "Этюдов" (1929-19ЗЗ), которые являлись художественной визуализацией известных музыкальных произведений Листа, Моцарта, Дюка, Брамса и т.д.

Международное признание получил фильм О.Фишингера "Рапсодия в стиле блюз" на музыку Дж.Гершвина, выпущенный в 1934 г. Этот цветной фильм представлял собой ряд "балетных" вapиaций трехмерных геометрических элементов, которые двигались в ограниченном пространстве экрана как на сцене. Фильм получает 1 премию на международном кинофестивале в Венеции.

В 1935 г. параллельно с экспериментами в этой области Р.Пфеннингера О.Фишингер работает с рисованным звуком, наносимым прямо на "звуковую дорожку" киноленты, получая таким образом фантастические тембровые и тональные эффекты. Пфеннингер cинхронизировал чистые звуки с рисунками на киноленте, которые представляли либо графическую форму этих звуков, либо изобразительные сюжеты, приобретавшие в результате этого новую глубину. Иногда случайность проявлялась самым великолепным образом: Фишингер заметил, что рисунок кобры, сделанный египтянами, будучи нанесенным на"звуковую дорожку", давал звук, который напоминал шипение этой змеи. Авраамов и Воинов в России усовершенствовали "рисованный звук", а в США братья Уитни добились неслыханных звучаний, гармоний, ритмов и шумов "другого мира". Но больше всех извлек поэзии и юмора из рисованного звука канадец Мак-Ларен.

Фишингер называл свои картины "абсолютными киноэтюдами". Все они представляли собой отражение потока чувств, вызываемых музыкой, визуальными, кинематографическими средствами - цветом и графической композицией, слившимися в едином образе ритмического движения. Используя простейшие виды форм - квадрат, круг, треугольник - он манипулирует ими в соответствии с эмоциональными изменениями, предлагаемыми развитием музыки, и подчиняет их законам музыкальных форм. Так он создает индивидуальные структурные формы, в которых можно увидеть полеты ракет, тонкие сплетающиеся кривые линии, мягкие изгибы рядом с четкими, чистыми, классическими очертаниями - и все это объединено в сложном движении с бесконечным числом вариаций и при отличном техническом управлении.

С 1936 г. О.Фишингер работает в Голливуде, где в 1938 г. создает знаменитую "Оптическую пoэму" на музыку Второй Венгерской рапсодии Листа. В 1940 г. работал над "Токкатой и фугой" Баха, предназначенной для фильма "Фантазия" У.Диснея (по некоторым данным, в фильме Диснея эта работа Фишингера все-таки не была использована как слишком сложная по изобразительному решению для диснеевской концепции "Фантазии").

В 1947 г. после серии рекламных фильмов О.Фишингер возобновляет поиски в системе "pитм-образ" и создает программный фильм "Движущаяся живопись-l" на музыку третьего Бранденбургского концерта Бaxa (фильм отмечен Большой премией на международном фестивале экспериментального фильма, Брюссель, 1949).

Цветное кино для Фишингера - искусство кардинально новое, отличающееся от черно-белого, поскольку проблемы цвета предусматривают определенную структуру внутри кадра, вне его, во взаимоотношениях между кадрами, в ритме композиции. "Движущаяся живопись-I" - плод долгого экспериментирования в области цветного кино и теоретических размышлений о вопросах общности между музыкой и мульткино. Сам Фишингер не называл свои фильмы светомузыкальными, но реально они таковыми являются. Подтверждением этого служит приглашение художника со своими работами на конгресс "FarbeTon-Forschungen" (Гамбург, 1929), а также их демонстрация на всех всесоюзных конференциях "Свет и музыка", проведенных в Казани в 60 - 80-е гг. Творчество О.Фишингера послужило отправной точкой для последующих поисков и экспериментов, осуществляемых его талантливыми последователями - Н.Мак-Лареном, братьями Уитни и др.

Опубл. в сб. "Светомузыка на кинои телеэкране" (тез.докл.), 1989, с.21-24

выход в оглавление