ДИАПРОЕКЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ ТЕАТРОВ, КЛУБОВ, И ДИСКОТЕК

Булат Галеев, Рустем Сайфуллин

В СКБ "Прометей' часто обращаются с просьбой познакомить с простыми универсальными устройствами переносного типа для воспроизведения разного рода аудиовизуальных программ (светомузыкальных, рекламных и т п.) По нашему мнению, помочь может диапроекционный комплекс, работающий в режиме "наплыва" (все входящие в него проекторы при этом направлены на один экран, с точным совпадением контуров их проекций)

Рассмотрим простейший комплекс - с двумя проекторами (рис. 1)



Рисунок 1. Принцип создания слайдовых композиций в режиме "наплыв".

Для работы в режиме "наплыва" следует пользоваться диапроекторами с автоматической сменой слайдов и специальным двухканальным регулятором яркости Плавно уменьшая до нуля яркость слайдового изображения с одного проектора, заменяют его увеличивающимся по яркости изображением с другого После переключения слайда в первом, затемненном проекторе процесс повторяется - и так до тех пор, пока хватит слайдов в диапозитивных кассетах (напомним, кассета диапроекторов "Протон", "Свитязь" содержит 36 слайдов, а в "Диане", "Альфе", "Пеленге-50") Слайды используются рисованные и фотографические Рисунки могут содержать реальные и абстрактные изображения, а также надписи. Рисовать можно на обычной фотопленке фломастером, цветными лаками (цапоновыми, глифталевыми)

Иногда светопостановщики вместо слайдов помещают в диапозитивные кассеты обычные цветные светофильтры из триацетатной пленки. В этом случае диапроекционый комплекс работает как "цветоинструмент". Имеющиеся в театре фильтры позволяют получить плавную смену любых цветов на экране (с той скоростью, которую обеспечивают механическая система смены слайдов проектора и пульт управления).

Эффект получается сложнее, если в синтезе с музыкой использовать абстрактные слайды. Изображение можно не рисовать, а создавать различными химическими, механическими и оптическими способами. Например, слайды изысканных морозных узоров и инея легко изготавливаются с помощью гипосульфита или мочевины, раствор которых наносится на пленочную основу (или на тонкое стекло). Когда эта пленка высохнет, "узор" следует защитить сверху второй прозрачной пленкой или цветным фильтром. И, конечно, удобнее всего создавать абстрактные слайды обычным фотоспособом. Для этого лучше применять обращаемую цветную пленку типа "Орвохром" или "ЦО". Объектом съемки могут служить не только специально нарисованные абстрактные картины или орнаменты, но и объекты природы, снятые в необычном виде - крупная структура древесной коры, гранита, песка, водной поверхности, световых бликов в листве, микросрезы растений, микроструктура металла, жидких кристаллов и т.д. При этом следует пользоваться различными специальными съемочными насадками, фильтрами, призмами, применять прием смазанное- изображение при съемке, расфокусировку.

Большие возможности трансформации изображения кроются и в использовании специальных приемов обработки пленки и печати - соляризации, двойной экспозиции при копировании, негативной перепечатки и т.д. Внимательный взгляд светохудожника откроет вокруг практически бесконечное количество изобразительного материала и для фотосъемок и для непосредственного помещения в диапозитивную рамку. Возьмите, к примеру, обычный осенний лист, прогладьте теплым утюгом, покройте прозрачным цапонлаком, чтобы "зафиксировать" его, и вот на экране причудливая паутина тонких прожилок листа, которая на глазах вдруг меняет цвет, трансформируется в рябь воды и т.д. Там, где это оправдано художественным замыслом, в слайдомузыкальную композицию вводятся и откровенно узнаваемые изображения реальных объектов - солнца, цветов, людей. Впрочем, музыкальный монтаж можно построить целиком на реальных изображениях, включая и копии картин художников. Подобная форма художественного зрелища получила специальное название "диапорама", или "слайдомузыкальные спектакли", и широко применяется сейчас на дискотеках, в театрах, на эстраде, при оформлении выставок. Интересный эффект, подобный известному зрелищному приему театра "Латерна магика"*, получается, если слайдкомпозиция содержит изображения самих актеров, диск-жокеев, участвующих в представлении.

В дискотечных и театральных слайдкомпозициях можно использовать и покупные слайды. Всегда есть возможность воплотить творческие замыслы светохудожника. Например, отпечатайте с цветного слайда цветка черно-белый позитив, вставьте их в кассеты и на ваших глазах черно-белая фотография розы на экране медленно становится цветной. Просто, но эффектно! А если одуванчик превращается в солнце или в лицо девушки, из структуры коры медленно "проявляется" изрезанное морщинами лицо старика, которое затем превращается в "морщины" гор, снятых со спутника или самолета, - перед нами яркий и очевидный художественный образ юности и вечности. Или, например, маковки собора Василия Блаженного вдруг становятся - надо только точно совместить рисунки по контуру! - шлемами трех богатырей из картины Васнецова. Краткий, но емкий образ древней Руси! А разве не столь же эффектно будет представлена история древних азиатских степей, если стремительная стрела минарета превратится на ваших глазах во взлетающую космическую ракету Байконура? Очень впечатляет в слайдо-музыкальных программах сочетание в режиме "наплыв" абстрактных и реальных слайдов. И даже если вставить в один из проекторов просто пустую рамку, без слайда, можно получить неожиданный эффект появления (или растворения) изображения другого слайда на чистом белом фоне.

Короче говоря, творите, выдумывайте, пробуйте! И хотя во всех этих случаях на экране нет реального движения световых образов, при умелом совмещении слайдов его заменяет временная динамика изображения. Конечно, здесь нужен своеобразный талант, вкус, умение согласовывать пластику совмещаемых изображений не только по контуру рисунка, но и по плотности, колориту изображения. Впрочем, не исключено и дополнение слайдовых музыкальных композиций реальным движением световых бликов, пятен, волн, как это делает например, работающий сейчас в музее Н. К. Рериха светохудожник Сергей Зорин, оживляя пейзажи движением "облаков", мерцанием "воды". Для этого необходимо комплектовать диапроекционные приборы добавочными светоживописными устройствами, которые представлены нами в других статьях (1, 2).

Рассмотрим теперь конкретные особенности необходимого технического оснащения. Итак, принцип работы диапроекторов в режиме "наплыв" состоит в плавном наложении, замещении или вытеснении одного проецируемого изображения другим. (Для выбора диапроекторов следует обратиться к сводному перечню данных об отечественных диапроекторах (3) или к обзорам, обычно приводимым в журнале "Фотография"). Сами диапроекторы (ДП) необходимо немного переделать - от проекционных ламп сделать отдельные выводы для подключения их к регулятору напряжения. В ДП "Протон" и "Кругозор" эти переделки минимальны, так как в них стоят проекционные лампы на 220 В (4). А в ДП типа "Альфа", "Свитязь", "Пеленг" применяются мощные низковольтные лампы (24 В, 150 ВТ), и поэтому в регуляторах приходится либо устанавливать силовой трансформатор, вторичная обмотка которого сможет обеспечить необходимый для лампы ток (7 ампер), либо сам регулятор подключать к силовой обмотке трансформатора диапроектора.

В ДП с ручной сменой слайдов - в крайнем случае можно применять и их - никаких переделок не требуется, они непосредственно подключаются к выходу регулятора. Но во время демонстрации слайд-программы их должен обслуживать сам оператор, перемещающий рамки со слайдами в периоды затемнения проектора.



Рисунок 2. Принципиальная схема электронного регулятора напряжения.


Принципиальная схема двухканального электронного регулятора напряжения для работы с ДП "Протон" приведена на рис.2 Регуляторы собраны на однопереходных транзисторах VТЗ и VТ4, тиристорах VS1, VS2. Особенность работы этой схемы заключается в том, что на конденсаторах С4 и С5 происходит плавное нарастание напряжения до уровня отпирания транзисторов VTЗ, VT4. Процесс отпирания происходит лавинообразно, конденсаторы при этом разряжаются через переход эмиттер-база 1 и обмотку I импульсного трансформатора, в результате чего во вторичной обмотке формируется пачка импульсов, поступающие на управляющий электрод тиристора и отпирающие его. Время нарастания напряжения в цепи каждого конденсатора изменяется соответствующими переменными резисторами R6 или R8, которые вынесены на панель регулятора. А нажатием кнопок SB1 и SB2 можно получить эффект мгновенных световых вспышек в диапроекторах (это нужно, например, для изображения проблесков молнии на изображении пейзажа).

Для устойчивой работы тиристорных регуляторов обязательно должна быть предусмотрена синхронизация всех электрических процессов в схеме с частотой переменного сетевого напряжения. Поэтому схема управления питается пульсирующим трапецеидальным напряжением, которое формируется стабилитроном VD10. В начале каждого полупериода, когда амплитуда сетевого и питающего трапециедального напряжения равна нулю, происходит одновременное запирание тиристоров и однопереходных транзисторов, и схема возвращается в исходное состояние. Процесс отпирания этих элементов происходит тогда, когда управляющее напряжение на конденсаторах С4, С5 вновь достигнет заданного порогового уровня.

Таким образом, в течение каждого полупериода будет происходить отпирание тиристора с определенной временной задержкой относительно начала каждого полупериода. Яркость лампы, включенной последовательно с тиристором, будет изменяться в зависимости от этой временной задержки: чем она меньше, тем ярче горит лампа проектора, и наоборот. Регулировка эта, как видно из схемы, определяется резисторами R6 и R8.

Чтобы смена слайда производилась в тот момент, когда лампа в ДП не горит, переключателем, например SА2, запускается времязадающее устройство на транзисторе VТ1, замыкающее на 1 сек. контактами реле К1.1 цепь смены слайдов в ДП. Конструктивно это можно сделать с помощью ручки переменного резистора, которая в нижнем крайнем положении замыкает контакты переключателя соответствующего канала.

Проекционные лампы EL1 и EL2 включаются в канале последовательно с тиристорами. Поскольку тиристор пропускает только один полупериод напряжения, для нормальной работы ламп их необходимо питать от отдельного двухполупериодного выпрямителя (на схеме VD6:VD9) или применить встречно-параллельное включение двух тиристоров в каждом канале. Оптимальным вариантом является использование симметричных тиристоров (симисторов) типа КУ208В или Г. Тогда можно обойтись и без дополнительного выпрямителя.

Трансформатор Т1 нужно выбрать с величиной переменного напряжения во вторичной обмотке не менее 40 В, амплитуда пульсирующего напряжения в цепи питания регуляторов - 20 В, в цепи питания времязадающих устройств - 18 В.

Миниатюрный импульсный трансформатор (Т2 и ТЗ) используется серийный (например, И=46 или И=47) или изготавливается самостоятельно на ферритовых кольцах Ф1000 размером 10х6х6мм, в каждой обмотке по 40 витков провода ПЭЛШО=0,12

Конструктивно этот регулятор выполняется в виде небольшого пульта (или встраивается в один общий пульт многофункционального назначения). Ручки регуляторов удобнее сделать в виде длинных рычагов, которые насаживаются непосредственно на ось переменного резистора.

Схема может быть расширена для управления не двумя, а четырьмя, восемью диапроекторами - что позволяет значительно усложнить композицию Естественно, при этом удобнее работать с дополнительной системой памяти на магнитной ленте, на которой записываются сигналы управления каждым из диапроектров. Это дает возможность осуществлять многократное воспроизведение аудиовизуальных программ в автоматическом режиме.

Для проведения записи программы лучше подходят стереофонические магнитофоны высшего класса, кассетные или катушечные, записывающие звук и сигналы управления диапроекторами на параллельные дорожки независимо друг от друга (при этом на одну заранее записывают музыку и речь, на другую - сигналы управления яркостью ламп и переключения слайдов). Единственный недостаток всех такого рода комплексов с системой памяти - неизбежность монофонического воспроизведения звука. Но и этот недостаток, в принципе, можно устранить, если ввести в магнитофон дополнительную головку для записи и воспроизведения сигналов управления.

При работе со всеми подобными устройствами, использующими диапроекторы с автоматической сменой слайдов, необходимо тщательно отладить их механические узлы, добиться четкости работы автоматики, бесшумности. В идеальном варианте проекторы следует поместить в звуконепроницаемый бокс.

В ходе усовершенствования прибора в СКБ "Прометей" кроме системы памяти на аналоговых элементах разработана система цифровой памяти (6-9). Кроме того созданы модификации схем блоков управления диапроекторами с низковольтными источниками света на 24 В ("Диана-207", "Пеленг500-АФ" и т.п.). При этом наиболее пригодным здесь оказался проектор "Диана-207", имеющий встроенную электронную схему управления яркостью лампы. Несомненным преимуществом этих ДП является наличие в них системы автофокусировки изображения.

Все эти типы электронных блоков испробовались в зрелищных программах Казанской студии светомузыки "Прометей", в спектаклях Казанских театров, в концертах "Музыка, поэзия, живопись" Казанской консерватории (10, 11), а также в нескольких кабинетах релаксации на предприятиях Татарии (12).

О том, как изготавливать и использовать сами слайдфильмы, демонстрируемые в режиме "наплыв", можно прочитать и у других авторов (13-15).


* В постановках пражского театра "Латерна магика" (режиссер Иозеф Свобода) живые актеры вступают в диалог с актерами на киноэкране, переходят с экрана на сцену и т.д.


ЛИТЕРАТУРА

1. Галеев Б. М., Букатин В. П. Светомузыкальная установка "Северное сияние". - Сценическая техника и технология, 1975, N 6, с. 15-20.

2. Галеев Б. М., Сайфуллин Р. Ф. Светомузыкальная установка многоцелевого назначения. - Сценическая техника и технология, 1984, N 2, с. 18-20.

3. Баев А. И. Диапроекторы, кодоскопы, эпидиаскопы. - Сценическая техника и технология., 1982, N 1, с. 36-39.

4. Шумилов А. Е., Андреев А. И. Программатор для диапроектора. - Радио, 1983, N 11, с. 35-36.

5. Каримова Л., Шумилов А. Слайды "выплывают" на экран. - Моделист-конструктор, 1985, N 10, с. 20-21

6. Букатин В. П., и др. Аудиовизуальный комплекс "Рассвет". - Научно-технический семинар "Светомузыкальные устройства как товары народного потребления (тезисы докладов) - Казань, 1986, с. 75-77.

7. Сулейманов А. Д. и др. Программирующее устройство для аудиовизуальных комплексов. - В кн.: Семинар "Синтез искусств в эпоху НТР" (тезисы докладов). - Казань, 1987, с. 125-127.

8. Сулейманов А. Д. Автоматическое управление диапроекторами в режиме "наплыв". - В кн.: Функциональная светомузыка на производстве, в медицине и в педагогике, (тезисы докладов). - Казань, 1988, с. 93-95.

9. Самусев А. Ф. Аудиовизуальный комплекс "Рассвет": Пути улучшения эксплуатационных характеристик. - Там же, с. 91-92.

10. Ванечкина И. Л. Спектакли "Музыка, поэзия, живопись". Там же, с. 73-75.

11. Ванечкина И. Л. "Музыка, поэзия, живопись". - Музыкальная жизнь, 1988, N 18, с. 9-10.

12. Сайфуллин Р. Ф., Гимазутдинов К. Н. Оформление кабинета релаксации. - В кн.: Свет и звук в архитектуре (тезисы докладов) - Казань, 1990, с. 68-70.

13. Мастерство слайдфильма: Методические указания. М.: МГИК, 1987.

14. Техника слайдфильма: Методическое пособие. - Свердловск, ВНМЦ, 1988.

15. Герман Ю. В. От слайдов - к слайдфильму. - М.: Искусство, 1989.


Рубрика называется "Сделай сам, если сможешь".


Опубл. в ж-ле "Суфлер", N6-7? 1993, с.25-28.
выхов в оглавление