Третья конференция "Cвет и музыка"

Е. Л. Котляревский,
В. Д. Петров,
Р. Ф. Сайфуллин

С 27 июня по 4 июля с.г. в Казани проходила третья конференция "Свет и музыка", проводившаяся как всесоюзная школа молодых ученых. В организации конференции приняли участие СКБ "Прометей" Казанского авиационного института и Татарское правление НТОРЭС имени А. С. Попова.

Конференция была приурочена к 100-летию со дня рождения пионеров видимой музыки композитора А. Н. Скрябина и музыканта и художника М. К. Чюрлениса.

На всесоюзный форум по светомузыке съехались представители многих городов страны: Москвы, Ленинграда, Киева, Харькова, Одессы, Кишинева, Еревана, Барнаула и др. В нем приняли участие специалисты различных отраслей и организаций, в том числе кино и телевидения: НИКФИ, "Мосфильма", Гипрокино, Госфильмофонда, ТТЦ и др.

На конференции было заслушано и обсуждено около ста докладов и сообщений. Часть из них непосредственно касалась некоторых вопросов использования кино и телевидения в светомузыке, в частности применения ТВ методов для формирования динамических произвольных изображений, создания оригинальных светомузыкальных произведений с фиксацией звука и изображения соответственно на магнитной ленте и кинопленке и др.

Все доклады, представленные на конференции, были распределены по секциям: "Эстетика", "Техника", "Функциональная светомузыка" и др. Ряд докладов был посвящен истории, методологии и теории светомузыкального синтезирования.

Во вступительном докладе Б. М. Галеева (СКБ "Прометей") "О светомузыкальных экспериментах в СССР" дан анализ современного состояния теории и практики светомузыки как нового вида искусства. В докладе указано, что годы, прошедшие со времени проведения второй конференции (1969 г.), стали периодом "профессионализации" светомузыки, определения ее отдельных направлений, развивающихся в рамках единой советской школы светомузыкального искусства, начало которого восходит к А. Н. Скрябину и М. К. Чюрленису.

О харьковском зале светомузыки рассказывалось в докладе 3. Э. Лежанской (Одесса) "О восприятии синтеза музыки и динамической цветоживописи в цветодинамических аранжировках Правдюка". По проекту Ю. Правдюка, основанному на использовании метода формирования светодинамических образов с помощью модернизированных транспарантных проекторов (применяются обычно в театрах для получения специальных эффектов) были созданы светоинструменты в студиях светомузыки в Одессе и Чкаловске (Таджикская ССР).

В докладах В. П. Полевого (Киев) "Естественная область видимой музыки", В. Ф. Колейчука "Аспекты формообразования в цветомузыке" и Л. Н. Мельникова (Москва) "Цветовая музыка и беспредметная живопись" рассмотрены возможности выразительных средств кинотехники для создания новых светомузыкальных произведений с использованием либо специальных съемочных моделей, либо растровых светомузыкальных устройств, с экрана которых производится съемка фрагментов светомузыкальных фильмов с их последующим монтажом.

Доклад А. Л. Ганькина, Ю. П. Лясковского, В. И. Селякова и В. И. Чучкина (Московский инженерно-физический институт) "Некоторые вопросы технической реализации современных светомузыкальных устройств" посвящен двум вариантам экспериментального светомузыкального устройства, построенного на базе стандартного ТВ приемника. Изображение любой степени сложности формируется с помощью ЦВМ М-220 синхронно с автоматическим анализом музыки. Данное устройство предполагает и активное творческое участие человека в процессе синтеза.

Р. Ф. Сайфуллин и В. П. Букатин (СКБ "Прометей") продемонстрировали способ формирования произвольного динамического изображения на ТВ растре с помощью функциональных напряжений, формируемых из набора дискретных сигналов с регулируемой амплитудой, с последующей их интерполяцией.

Практике конструирования автоматических светомузыкальных устройств посвящен доклад А. П. Михненко (Москва), рассказавшего о светоустановке, работающей в Московском парке "Измайлово", о проекте светотеатра, построенного на базе этой установки, и о малогабаритных автоматических светомузыкальных установках прикладного применения. В.Бердичевский (Москва) сделал сообщение о светомузыкальной установке в киноконцертном зале "Зарядье". Разработке выходных оптических устройсгв, отдельных блоков и узлов светомузыкальных установок посвящены доклады П. П. Сытника (Муром), В. А. Дремакова (Стерлитамак), В. Е. Дмитриева (Ленинград) и др.

Новому художественному приему свободного управления динамикой звукового материала в пространстве были посвящены два доклада: Б. Д. Тартаковского (Акустический институт АН СССР, Москва) "Распределение системы громкоговорителей и эффект пространственного звучания" и Б. М. Галеева, Р. Ф. Сайфуллина, И. К. Галиуллина (СКБ "Прометей") "Пространственная музыка" и способы ее технической реализации".

Большой интерес вызвал доклад В. Г. Болдина (СКБ "Прометей") "Анализатор признаков "музыка - речь" в схемах автоматических светомузыкальных устройств", посвященный экспериментам по временному разделению музыкальных и речевых сигналов по косвенным признакам. Проф. А. А. Абрамян (Ереванский политехнический институт) рассказал о конструкции светотехнических узлов разработанных им светомузыкальных фонтанов, действующих в Ереване, Сочи и Кривом Роге.

Проблема создания управляемой искусственной среды прикладного назначения рассматривалась в докладах Б. М. Галеева, Р. Ф. Сайфуллина и В. П. Букатина о светомузыкальных индикаторах состояния системы "человек - автомат". Здесь были представлены описания конкретных приборов, позволяющих сочетать режим светомузыкальной программы (знак нормальной работы системы) с режимом наглядного отображения реальных отклонений от нормы (режим аварии).

Из других докладов, представляющих интерес для специалистов кино и телевидения, можно отметить доклад Л. М. Шарнина, О. П. Валова, В. И. Макарова и А. В. Белкова (Казанский авиационный институт) "Принципы формирования динамических цветных изображений на ТВ растре". В докладе рассмотрены основы построения ТВ системы отображения информации при использовании потенциального метода.

В. Я. Чуев (Политехнический институт, Сызрань) в докладе "Новые принципы спектровидения" рассмотрел возможность воспроизведения управляемого субъективного цветового эффекта из последовательности черно-белых полей с одновременным изменением контрастности темного и светлого полей на экране нецветного кинескопа.

В докладе Л. Н. Мельникова (Москва) "Принципы создания цветомузыкальных программ" показано, что при составлении программ и последующей их реализации в виде кинофильмов музыка является доминирующим фактором. Съемка светомузыкального фильма с экрана цветовариатора производилась синхронно, в соответствии со слышимой музыкой.

Доклад Ю. С. Неймана ("Мосфильм") "Видимая музыка как этап в процессе развития изображения" рассматривает светомузыку как развитие одной из форм движущегося изображения, определяющей принципиально новые возможности визуально-эстетического восприятия окружающего мира.

Т. С. Дрожжина ("Госфильмофонд") в докладе "Синтез беспредметных динамических визуальных форм и музыки в кинематографе" подчеркивает, что, "отказавшись от фотографического реализма изображения, творцы "зримой музыки" поставили свое искусство вне специфически кинематографического способа выражения, хотя и продолжали воплощать свои замыслы средствами кинотехники. Фильмы, в которых имеется синтез музыки и беспредметных динамических визуальных форм, можно с равным основанием рассматривать как вид слухо-зрительного искусства".

В докладе Е. Л. Котляревского и В. Д. Петрова (НИКФИ) "Использование светомузыки в световой рекламе" дан анализ возможностей расширения воздействия кинорекламы на потенциального зрителя путем соединения световых и звуковых образов в единое целое. В НИКФИ разработан ряд устройств кинорекламы, источниками света в которых служат многоцветные лампы тлеющего разряда, лампы накаливания, источники когерентного излучения и др.

Наиболее целесообразным является консервация программ в виде их записи в несмешанных основных цветах одновременно со звуковым сопровождением на отдельные дорожки четырехканального магнитофона.

Известно, что светомузыка не только развивается как самостоятельное искусство, но и проникает в кинематограф. Так, например, элементы светомузыки имеются уже во многих кинофильмах, таких, как "Достояние республики", "Земля - Космос - Земля" и др. К несомненным успехам в этой области можно отнести первый в СССР светомузыкальный фильм "Маленький триптих" (музыка Г. Свиридова, Казанская студия кинохроники, режиссер Б. Галеев).

По обсужденным докладам конференция приняла решение, в котором изложены основные рекомендации по дальнейшему расширению работ в области светомузыки. На конференции была организована выставка светомузыкальных устройств и выпущен сборник "Материалы третьей конференции "Свет и музыка", Казань, 1975.


Опуб. в жур-ле "Техника кино и телевидения", 1975, N 11, c.92-94

выхов в оглавление