Белодубровский М.
Русский авангард и брянщина.
Брянск: Изд-во БГПУ, 1998. - 383 с.
ISBN 5-88543-112-4

В последние годы в России все чаще появляются книги о своеобразных духовных, культурных центрах, существующих на ее громадных пространствах. Появление таких публикаций - своеобразный аргумент против сложившегося представления (особенно характерного для русского сознания), что важнейшие художественные и научные открытия совершаются, как правило, в крупных столицах - средоточии интеллектуальной, творческой жизни нации. Как свидетельствует книга "Русский авангард и Брянщина", дух новаторства и бунтарства был присущ не только двум русским столицам - Москве и Петербургу.

В книге собраны материалы о людях, родившихся в Брянске и его окрестностях - местечке на границе России и Белоруссии. Объединяет всех этих людей их принадлежность к авангардистским исканиям в русской музыке, литературе, науке. Это композитор Н.Рославец, создавший "новую систему организации звука" - одну из музыкальных техник ХХ века. Это скульптор и архитектор Н.Габо - один из зачинателей конструктивизма и кинетизма. Писатель Л.Добычин - создатель интереснейшей манеры письма, объединяющего пустоту и пошлость жизни с ее экзистенциальной и в то же время абсурдной сущностью. Авторы сборника не ограничились пониманием авангарда как художественно-эстетического направления 10-20-х гг. 20 века. Они подразумевают под авангардом также сам дух творческих дерзаний, активное искание новых систем видения мира. На этом основании список имен "Брянского авангарда" был расширен: к ним приобщены художник А.Левит, поэт и мистик Д.Андреев, ученый А.Чижевский.

Появление всех этих людей на Брянщине М.Белодубровский - составитель сборника и автор вступительной статьи - объясняет особым бунтарским духом, свойственным этому краю, краю разбойников, вольнодумцев, поэтов и ученых-новаторов.

Сборник дает разностороннее представление о представителях "авангарда духа". Здесь есть биографические материалы, научные статьи с теми или иными концепциями творчества, публикуются никогда не появлявшиеся ранее музыкальные и литературные произведения.

Наиболее разносторонне и глубоко представлено творчество Н.Рославца: от обзора его окружения и знакомств до анализа синтетаккордов - предвестников серийной и модальной техники. Диалектично и в то же время цельно представлена личность Рославца в его теоретических работах: о воспитательных задачах музыки, ее служении пролетариату, о "Лунном Пьеро" А.Шенберга, о целях собственного творчества...

Несомненно, интерес у читателя вызовут разделы о скульпторе-конструктивисте Науме Габо, художнике Альфреде Левите и писателе Леониде Добычине. Они менее всех остальных, представленных в сборнике, известны у себя на Родине. Поэтому информация о их судьбах, фотографии творений, рассказы современников, публикация неизвестных миниатюр Л.Добычина представляют особую ценность.В подборке этих материалов чувствуется искренняя заинтересованность авторов сборника, их глубокое уважение к личности своих земляков. Среди этих материалов обращает на себя внимание прекрасная литературоведческая статья Юрия Щеглова о своеобразной манере писателя Добычина, где авангардистские приемы своеобразно переплетаются с элементами экзистенциалистского видения мира.

Удачно дополняют друг друга материалы о двух наиболее известных представителях дерзающего духа - о Данииле Андрееве и Александре Чижевском. Один - поэт, духовидец, мистик. Другой - ученый, поэт. Но оба - создатели уникальных космогонических концепций, переворачивающих привычные представления. Авторы сборника, сознавая известность этих фигур в мировой культуре, не стремились к подробному анализу их творчества. Их цель - показать некое ядро уникальной личности. Для этого выбраны противоположные принципы. Д.Андреев предстает в "фокусе" диалога философа, богослова, литературоведа, художника и др. А.Чижевский - в монологическом изложении его основных научных и поэтических достижений.

Завершает сборник обзор фестивалей современного искусства, проходящих в Брянске с 1986 года.

В целом книга "Русский авангард и Брянщина" вновь заставляет задуматься о колоссальных возможностях духовной жизни России. Это дух, живущий и творящий вопреки обстоятельствам и условиям жизни. Достаточно лишь почитать биографии выдающихся сынов Брянщины, чтобы осознать, что в таких условиях творчество почти невозможно... Или оно потому и возможно, что заставляет творить иные, воображаемые миры, столь не похожие на реальность? Об этой загадке духа, национальной русской специфике творчества вновь заставляет размышлять книга об авангардистах духа, рожденных землей Брянщины.

Синцов Е.В.

выхов в оглавление