АНАЛИЗ СВЕТОВОЙ ПАРТИИ "ПОЭТОРИИ" Р.ЩЕДРИНА

Ванечкина И.Л.

"Поэтория" (1968 г.) Р.Щедрина - концерт для поэта в сопровождении женского голоса, смешанного хора, симфонического оркестра и светового инструмента. В партитуре, в отличие от Скрябина, строчка "Luce" дана непосредственно в цветовом (иногда трех-, чаще двухголосном) изложении, с графическим указанием динамики, и не нуждается в цветовой расшифровке. Написана "Поэтория" на стихи А.Вознесенского (сборник "Ахиллесово сердце"). В трех частях концерта раскрыта, по словам самого композитора, тема Родины: "Россия военная", "Художники предреволюционные", "Россия сегодня". Принцип изложения поэтического и музыкального материала - монтажный. Организован же он по законам музыкальной формы. Так, первая часть построена в сонатной форме - на сопоставлении образов войны (стихи "Я - Гойя", "Латышский эскиз", "Неизвестный - реквием в двух шагах, с эпилогом" - главная партия) и лирического героя ("Потерянная баллада", "Осень в Сигулде" - побочная партия). Законами жанра (симфонизированный концерт) продиктованы роли участников. Поэт - солист. На оркестр, хор и женский голос, помимо функции сопровождения, возложена и функция драматургического развития музыкального материала. Роль света в "Поэтории" также неоднозначна. Световой инструмент композитор рассматривает как своеобразный оркестровый инструмент, равноправный с другими. "Равноправный, - пишет Р.Щедрин, - но не более, ибо отвлечение внимания слушателей от остальных участников противоречило бы намерениям автора". Так же, как оркестр, свет выполняет и функцию сопровождения (например, во второй части поэт читает на световом фоне, без музыки), и несет определенную смысловую нагрузку в становлении драматургии образов. Так, в первой части поэтический текст "На тысячу верст кругом равнину утюжит смерть..." сопровождается унылым фиолетовым цветом, а слова "способность к самопожертвованию единственна у людей" взрываются красным и желтым. Или, когда звучит лирическое "Прощай, мое лето, пора мне, на даче стучат топорами..." - спокойный, статический (по ремарке автора), зеленый вторит поэту. Откровенной иллюстрацией воспринимается во второй части малиновый и желтый цвета, сопровождающие колокольный звон в оркестре (стихи "Несли не хоронить..." и "Молитва").

Помимо этого композитор использует свет как формообразующий элемент: музыкальные кульминации, как правило, сопровождаются усилением световой динамики, а в третьей части резкие перемены цветов подчеркивают смысловые акценты в музыке и тексте ("Из ташкентского репортажа").

Исполнение партии "Luce" до сих пор не было осуществлено. Технически композитор предполагал реализовать ее следующим образом. "Над оркестром подвешиваются два асимметрично экранируемых табло... На балконах концертного зала можно расположить два управляемых художниками-исполнителями синтезатоpa света, проецирующих свое изображение на эти табло. Свет - за редким исключением, обозначенным в партитуре, - должен быть движущимся. Характер движения света видится автору схожим с движением электронного луча в осциллоскопе". При этом Р.Щедрин указывает, что "все это не должно ограничивать инициативы художников-исполнителей. Партия "Luce" лишь канва для их фантазии".

Опубл. в сб."Всесоюзная школа молодых ученых и специалистов "Свет и музыка" (тез. докл.), 1979, с.55-57)

выход в оглавление