ПЕРВЫЕ ОПЫТЫ СКБ "ПРОМЕТЕЙ" В ВИДЕО-АРТЕ

Б.М.Галеев

ВСТУПЛЕНИЕ:

Наше СКБ "Прометей" в течение 30 лет своего существования экспериментирует во многих областях, объединяемых пафосом единства искусства, науки и техники. Но до сих пор видео-арт оставался вне наших интересов, если не считать установки "Электронный художник", созданной СКБ в 1975-1980 гг. нa базе стандартного цветного телевизора. С помощью набора электронных генераторов на экране ЦЭЛТ воспроизводились абстрактные, цветные (R-G-B) фигуры, которые могли двигаться, меняться по определенной программе в режиме "люмиа", либо в синхронизации со звуком в режиме "music-kinetic art" (рис.1) [1].

Рис.1.

Предваряя обзор своих композиций видео-арта, я хотел бы оговорить особо следующий момент.

Еще не стихли споры - искусство ли телевидение, а современная художественная практика обрушивает на нас многообразие экспериментов с ТВ, претендующих на жанровую, а то и видовую автономию. На многих зарубежных фестивалях показываются опыты с компьютерной мультипликацией, бытие которой для зрителя как обязательное условие предполагает воспроизведение именно на телеэкране. На других фестивалях представляется иной жанр - видеофильмы, снятые на едином дыхании, без всяких монтажных ухищрений и без компьютерных спецэффектов. В дискуссиях на этих фестивалях, им, таким фильмам, противопоставляется некое "телевизионное искусство", которое, в свою очередь, отличают от "искусства телевидения". Голова идет кругом от многообразия ошеломляющих экспериментов, но оказывается, существует еще одна художественная ипостась телевизора (именно телевизора как ящика со светящимся экраном) - быть средством воплощения определенной образной концепции, чаще всего парадоксальной, гротесковой, остроумной. Речь идет о видео-арте, точнее, видео-инсталляциях, одной из конкретных проявлений так называемого "концептуального искусства", реальная принадлежность которого к собственно искусству оспаривается у нас в стране до сих пор (по крайней мере, в вышедшем в 1989 году словаре "Эстетика" оно почему-то все еще относится к антикультуре) [2].

Собственно с видео-артом в чистом виде я был знаком до этого лишь по зарубежным журналам, а живьем увидел его впервые лишь в 1989 г., в Линце, на фестивале "Агs еlеctronica" (в экспозиции, показанной в Брукнерхауз). Увы, немногие из композиций видео-арта смогли поразить меня, а некоторые из них, да простят меня их авторы, просто вызвали скуку. В моей непричесанной голове сразу же включился дежурный механизм члена ISAST, и, уже сидя в обратном самолете на Родину, я набросал штук 20 возможных проектов видео-арт'овских композиций, часть из которых мне удалось реализовать и показать впервые в выставочной программе концерта "Multi-media", посвященного памяти А.Н.Скрябина (Казань, апр. 1990 г.).

О всем концерте можно прочитать в специальной статье И.Ванечкиной, участницы этого мероприятия [3]. А я в краткой форме опишу лишь то, что было связано там с использованием техники "видео". Кстати, видеозапись этих композиций видео-арта я показывал на II Международном симпозиуме электронного искусства в Гронингене (1990 г.) и на фестивале ИМПАКТ-91 (тоже в Голландии, но уже в Утрехте, 1991 г.). И хотя некоторые композиции, по моему замыслу, носили порою откровенно шутливый, пародийный характер, наша программа видео-арта неожиданно для меня была принята западными специалистами всерьез и с заметным интересом. Только поэтому я решаюсь предложить описание моих первых художественных экспериментов в амплуа видео-артиста читателям "Leonardo". Хочу особо оговорить, что я работал, конечно, не один. Мои концепции помогли воплотить в жизнь мои друзья: Камиль Гимазутдинов (видеокамера) и инженеры-электронщики Валентин Букатин, Максим Быченок, Ринат Хайруллин, инженер - Игорь Доленко, а инженер Рустем Сайфуллин подготовил этот фоторепортаж с нашей выставки.

Литература:

  1. Букатин В.П., Сайфуллин Р.Ф. Электронный синтезатор светомузыкальных изображений на цветной электронно-лучевой трубке. - Техника кино и телевидения, 1983, N 2, с.51-54.
  2. Концептуальное искусство. - В кн.: Эстетика (словарь). - М.: Политиздат, 1989, с.158-159.
  3. Ванечкина И.Л. Концерт для телевизора с оркестром. - Техника кино и телевидения, 1990, N 10, с.7-10.

выход в оглавление